Недельная глава Торы

Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 10 ноя 2010, 17:57

На этой неделе мы читаем недельную главу Торы «Толдот»:
Брейшит, ГЛАВА 26
/1/ И БЫЛ ГОЛОД В ТОЙ СТРАНЕ, КРОМЕ ПЕРВОГО ГОЛОДА, БЫВШЕГО ВО ДНИ АВРАhАМА. И ПОШЕЛ ИЦХАК К АВИМЕЛЕХУ, ЦАРЮ ПЛИШТИМ, В ГРАР. /2/ И ЯВИЛСЯ ЕМУ БОГ, И СКАЗАЛ: "НЕ СПУСКАЙСЯ В ЕГИПЕТ, ПОСЕЛИСЬ В СТРАНЕ, О КОТОРОЙ Я СКАЖУ ТЕБЕ. /3/ ПОЖИВИ В ЭТОЙ СТРАНЕ, И Я БУДУ С ТОБОЮ И БЛАГОСЛОВЛЮ ТЕБЯ - ИБО ТЕБЕ И ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ОТДАМ Я ВСЕ ЭТИ ЗЕМЛИ И ОСУЩЕСТВЛЮ КЛЯТВУ, КОТОРОЙ Я ПОКЛЯЛСЯ АВРАhАМУ, ОТЦУ ТВОЕМУ. /4/ И РАЗМНОЖУ ТВОЕ ПОТОМСТВО, КАК ЗВЕЗДЫ НЕБА, И ОТДАМ ПОТОМСТВУ ТВОЕМУ ВСЕ ЭТИ ЗЕМЛИ, И БЛАГОСЛОВЛЯТЬСЯ БУДУТ ПОТОМСТВОМ ТВОИМ ВСЕ НАРОДЫ ЗЕМЛИ /5/ ЗА ТО, ЧТО ИСПОЛНЯЛ АВРАhАМ ВОЛЮ МОЮ И СЛЕДОВАЛ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЮ МОЕМУ, ИСПОЛНЯЯ ЗАПОВЕДИ МОИ, УСТАНОВЛЕНИЯ МОИ И ЗАКОНЫ МОИ". /6/ И ПОСЕЛИЛСЯ ИЦХАК В ГРАРЕ.
/12/ И СЕЯЛ ИЦХАК В СТРАНЕ ТОЙ, И ПОЛУЧИЛ В ТОТ ГОД СТОРИЦЕЙ, ИБО БЛАГОСЛОВИЛ ЕГО БОГ. /13/ И СТАЛ ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕК ЭТОТ, И ОН ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ ВОЗВЕЛИЧИВАЛСЯ, ПОКА СТАЛ ВЕСЬМА ВЕЛИКИМ. /14/ И БЫЛИ У НЕГО СТАДА МЕЛКОГО И КРУПНОГО СКОТА И МНОГО ПРИСЛУГИ; И ЗАВИДОВАЛИ ЕМУ ПЛИШТИМ. /15/ И ВСЕ КОЛОДЦЫ, КОТОРЫЕ ВЫКОПАЛИ РАБЫ ОТЦА ЕГО, ВО ДНИ АВРАhАМА, ОТЦА ЕГО, ЗАСЫПАЛИ ИХ ПЛИШТИМ И НАПОЛНИЛИ ИХ ЗЕМЛЕЙ. /16/ И СКАЗАЛ АВИМЕЛЕХ ИЦХАКУ: "УЙДИ ОТ НАС, ИБО ТЫ СТАЛ ГОРАЗДО СИЛЬНЕЕ НАС". /17/ И УШЕЛ ОТТУДА ИЦХАК, И РАСПОЛОЖИЛСЯ В ДОЛИНЕ ГРАР, И ПОСЕЛИЛСЯ ТАМ. /18/ И СНОВА ОТКОПАЛ ИЦХАК КОЛОДЦЫ ВОДЫ, КОТОРЫЕ ВЫКОПАЛИ ВО ДНИ АВРАhАМА, ОТЦА ЕГО, И КОТОРЫЕ ЗАСЫПАЛИ ПЛИШТИМ ПОСЛЕ СМЕРТИ АВРАhАМА; И НАЗВАЛ ИХ ИМЕНАМИ, КОТОРЫМИ НАЗВАЛ ИХ ОТЕЦ ЕГО. /19/ И КОПАЛИ РАБЫ ИЦХАКА В ДОЛИНЕ, И НАШЛИ ТАМ КОЛОДЕЦ ЖИВОЙ ВОДЫ. /20/ И СПОРИЛИ ПАСТУХИ ГРАРСКИЕ С ПАСТУХАМИ ИЦХАКА, ГОВОРЯ: "ВОДА НАША!". И ОН НАЗВАЛ ЭТОТ КОЛОДЕЦ ЭСЕК, ИБО ИЗ-ЗА НЕГО СПОРИЛИ. /21/ КОГДА ВЫКОПАЛИ ДРУГОЙ КОЛОДЕЦ, ТО СПОРИЛИ И ИЗ-ЗА НЕГО, И ОН НАЗВАЛ ЕГО СИТНА. /22/ И, УЙДЯ ОТТУДА, ОН ВЫКОПАЛ ДРУГОЙ КОЛОДЕЦ, И О НЕМ НЕ СПОРИЛИ, И ОН НАЗВАЛ ЕГО РЕХОВОТ, ГОВОРЯ: "ВОТ ТЕПЕРЬ БОГ ДАЛ НАМ ПРОСТОР, И МЫ РАЗРАСТЕМСЯ НА ЗЕМЛЕ". /23/ И УШЕЛ ОН ОТТУДА В БЕЭР-ШЕВУ.
/26/ И ПОШЕЛ К НЕМУ АВИМЕЛЕХ ИЗ ГРАРА, И АХУЗАТ, ДРУГ ЕГО, И ФИХОЛ, ВОЕНАЧАЛЬНИК ЕГО.

Ицхак жил в Эрец Исраэль и никогда не покидал её: «И открылся ему Ашем, и сказал: не спускайся в Египет, поселись в стране, о которой скажу тебе… и поселился Ицхак в Граре». Грар – теперь это сектор Газы, та самая исконно еврейская земля, на которой стояли цветущие поселения Гуш Катифа, разрушенные по приказу Ариэля Шарона.

Грар – то место, в котором Ицхак родился. Авраам отдал Грар царю Плиштим, а Всевышний приказывает Ицхаку вернуться именно в Грар, подтверждая, тем самым, что вся территория Эрец Исраэль, без исключения, отдана еврейскому народу. Ицхаку дословно повторяется благословение, данное Аврааму в главе «Лех Леха». Творец дает понять, что реализация этого благословения требует владения всей территорией Эрец Исраэль и, в частности, территорией Грара, и не приемлет никаких территориальных уступок и отделений.

Занявшись земледелием в Граре, Ицхак получал небывалые урожаи: «И посеял Ицхак в стране той, и нашел в год тот стократно, и благословил его Ашем. И возвеличился муж, и шел, и возвеличивался, до того, что возвеличился очень. И были у него стада овец и стада быков, и рабов множество, и завидовали ему Плиштим» (Берешит 26, 12-14). Подобно этому, фермеры Гуш Катифа на безжизненных и незаселенных территориях создали самое современное производство экологически чистой продукции, 90% которой шло на европейский рынок, принося Стране десятки миллионов долларов дохода ежегодно.

Тора показывает нам, что происходит, когда евреи уступают части Эрец Исраэль. Ицхак вынужден соблюдать Беершевские соглашения, подписанные Авраамом с Авимелехом. Плиштим даже не пытаются использовать для своего блага то, что сделал Авраам, ими движет зоологический антисемитизм: «И все колодцы, которые выкопали рабы отца его, в дни Авраама, отца его, закупорили их Плиштим, и наполнили их землей...» (Берешит 26, 15-16). Воистину, как сказал английский путешественник, лорд Биконсфильд, «араб – не сын пустыни, он её отец!» Обычная рабская психология: «не могу смириться с тем, что есть кто-то богаче меня». Плиштим мстят Ицхаку, уничтожая колодцы и лишая воды заодно и себя.

Точно так же, получив цветущие теплицы Гуш Катифа, арабы немедленно разрушили их.

Тем не менее Ицхак упорно продолжает благоустройство Грара: «И снова Ицхак выкопал колодцы воды, которые выкопали в дни Авраама, отца его, и закупорили их плиштим после смерти Авраама, и назвал их именами, как имена, которыми назвал их отец его. И копали рабы Ицхака в нахале и нашли там колодец воды живой. И спорили пастухи Грара с пастухами Ицхака, говоря: вода наша! И назвал имя колодца Эсек, потому, что спорили с ним. И выкопали колодец другой, и спорили также о нем, и назвал имя его Ситна»(Берешит 26, 18-21).

Не выдержав давления, Ицхак покидает Грар: «И поднялся оттуда в Беэр Шеву» (Берешит 26, 23). И здесь Тора показывает нам, что политика умиротворения агрессоров и террористов, политика «мир в обмен на территории» абсолютно бесперспективна. Ни один террорист никогда не удовлетворится полученным. Гитлер не остановился, получив Чехословакию, Арафат, получив Газу и Иерихон, развязал кровавую интифаду, Хамас, утвердившись в Газе, обстреливает западный Негев, «а Авимелех пошел к нему из Грара, и Ахузат, друг его, и Фихол, начальник войска его» (Берешит 26, 18-21).

Беершевские соглашения Авраама почти на 1000 лет осложнили всем жизнь. Только во времена царя Давида они были денонсированы и цельность и полнота Эрец Исраэль были восстановлены. Нет сомнений, что та же судьба ждет и договор Осло.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Бульбаш 12 ноя 2010, 15:40

Сан Саныч писал(а):Беершевские соглашения Авраама почти на 1000 лет осложнили всем жизнь.
В общем всё как всегда. :)
Власть, грубо попирающая закон, не может быть законной.
Аватара пользователя
Бульбаш
Советник
Советник
 
Сообщений: 2209
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 17:23
Откуда: Минск
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Lilah 12 ноя 2010, 21:33

Мне очень понравилось, что все так современно.
А ты прав, Бульбаш, человек мало чему учится, все норовит,
как привычнее и легче прямо сейчас.
А если бы подумать?
Делай, что должен, и свершится, чему суждено (с) Марк Аврелий.
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14278
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 13 ноя 2010, 09:33

Lilah писал(а):Мне очень понравилось, что все так современно.
Еще в начале прошлого века один из Любавичских Ребе сказал: «Хочешь быть в курсе мировых событий – читай недельную главу Торы».
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 17 июн 2011, 23:23

Недельная глава Шлах:
Сорок лет блуждания и две тысячи лет изгнания

Через год после Исхода сыны Израиля достигли границ Земли Кнаан. Теперь нужно было завершить Исход: войти в Святую Землю, уничтожить идолопоклонство, жестокость и ложь сначала в Израиле, а затем и повсюду – преобразовать весь мир так, чтобы осуществились слова пророчества: «Наполнится земля знанием Б-га» (Йешаягу).

Но этого не произошло. Народ решил: «Пошлем людей перед собою, чтобы они разведали землю эту...» (Дварим, 1:22).

Не разведать дороги и слабые места крепостей хотели сыновья Израиля, а посмотреть и проверить, хорошая эта земля или нет. Почти никто из этого поколения не понял, что Всевышний дарует не землю как поле или виноградник, а возможность всегда быть с Ним – ощущать Его Присутствие: идешь за плугом, сеешь, собираешь урожай, строишь дом – и каждое движение, и дыхание, и сама жизнь обретают вечный смысл, делают человека умнее и лучше, еще полнее раскрывая заложенные в нем Образ и Подобие, а значит – приближают к Творцу мира. Возвращение в Землю понимается как возвращение к Б-гу, а о том, кто живет за пределами Земли Израиля говорится, что у него как будто нет Б-га (Ктубот 112а).

Если человек ориентирован на духовность, если для него благо – быть с Б-гом и он не бежит от Него, чтобы спрятаться за деревьями, как Адам после первого преступления, – тогда ему хорошо на этой земле как в материальном, так и в духовном плане, независимо от величины и количества плодов. Однако тому, кто не понимает сам, объяснить это невозможно, так же как невозможно рассказать об ощущениях: о красках – слепому, о музыке – тому, кто никогда не слышал.

Земля Израиля не раскрывается людям, погруженным в материальные проблемы. Как любая духовная сущность, эта земля видится человеку такой, какой он хочет ее видеть – подобно ману, который, оставаясь круглым и прозрачным, имел вкус той пищи, которую человек хотел есть.

Среди 12-ти человек, посланных «разведать землю», был Ошеа, любимый ученик Моше. Моше изменяет его имя на Йеhошуа: добавив йод, превращает это имя в два, слившихся вместе слова: «Всевышний спасет». Кроме того, буква hэй, с которой начинается имя Ошеа, часто используется для вопроса: «А есть ли? А правильно ли? А хорошо ли?..» А Земля Израиля не постигается через вопросы и ответы - она раскрывается сердцем. Поставив йод на первое место, Моше придал Йеhошуа дополнительную способность целостно воспринимать действительность: буква йод, похожая на точку, олицетворяет единство и цельность.

Второй человек, намерения которого были и остались чисты, – Калев. Как только разведчики вошли в Землю, он отделился от них и с огромным риском направился к могиле праотцев в Хевроне. Там, на могиле Авраама, Ицхака и Яакова, он просил у Всевышнего, чтобы ему было дано почувствовать Землю так же, как чувствовали ее они. Тогда, вернувшись на стоянку к народу, он сможет сказать: «Хороша земля эта очень-очень».

Разведчики, по поручению Моше, принесли с собой плоды Земли. Но показав плоды людям, они сказали: «Насколько велики плоды, настолько велики и люди, проживающие в той земле, и одолеть их невозможно». Родившийся страх не позволил ощутить и осознать святость Земли. Народ не услышал Калева и Йеhошуа, которые повторяли: «Хороша земля эта очень-очень».

Хороша, потому что хороша сама по себе, и хороша, потому что делает хорошим того, кто готов воспринимать ее благо. Калев обратился к народу. «Непременно взойдем и овладеем ею», – говорил он, но его слова остались неуслышанными. Народ плакал и был на наказан за это упорное непонимание – непонимание того, что Присутствие Всевышнего проявляется не только на горе Синай и не только в переносном Храме, а в любом месте Земли Израиля.

Когда говорят о самом трагичном дне в еврейском календаре – девятом числе месяца Ав, то вспоминают, что в этот день дважды был разрушен Храм: в 422 г. до н. э. – халдеями, а в 68 г. н. э. - римлянами. И гораздо реже вспоминают, что в этот же день народ отказался войти в Землю, дарованную Б-гом.

Причина всех бед – нежелание жить с ощущением святости всего, что окружает человека, включая самые будничные вещи. С годами это нежелание приводит к разрыву связи с Творцом (то есть разрушению Храма) и изгнанию.

Грех этот не исправлен и по сей день. Довольно часто приходится слышать, что пока не проявилось Б-жественное Присутствие, не следует жить на Святой Земле. Но как же Оно проявится, если здесь не будет евреев?! Для кого проявится Оно? Раскрытие кто-то должен воспринять. Раскрытие возможно только тогда, когда весь народ собран вместе и никто не остался вдалеке.

Тора требует от еврея жить в реальном мире и привносить в него святость, а не превращаться в ангела: «Когда будешь есть плоды рук своих, счастлив будешь и будет тебе хорошо». Точно так же она требует от народа создать реальное государство, способное самостоятельно решать военные, экономические и духовные проблемы, а не жить постоянно мечтой об олам аба – будущем мире. Тора раскрывает все хорошее, что есть в человеке, если он, подчинившись ее законам и достигнув их глубокого понимания, живет и работает на Земле. А положительные черты, присущие обществу в целом, проявляются в реальной действительности, когда согласно тем же законам, правильно осмысленным и хорошо осознанным, создается государство.

Народ, объединяя свои усилия во имя достижения той цели, ради которой он был создан, раскрывает свои истинные внутренние свойства, заложенные в нем Б-гом. Для возрождения нации необходимо решить многие проблемы, которые накапливались столетиями и проявились только в тот момент, когда началось строительство государства.

Построение справедливого, устойчивого и процветающего государства – самая сложная задача из всех, которые Тора поставила перед сынами Израиля. История не знает ни одного примера, когда людям удалось бы приблизиться к ее решению, кроме, быть может, еврейского царства во времена Шломо.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение noctua 18 июн 2011, 10:14

Сан Саныч писал(а):История не знает ни одного примера, когда людям удалось бы приблизиться к ее решению, кроме, быть может, еврейского царства во времена Шломо.

Шломо, которого критиковали за послабления идолопоклонникам? :somnenie:
Аватара пользователя
noctua
Собеседник
 
Сообщений: 1502
Зарегистрирован: 21 авг 2010, 07:17
Откуда: Россия, Новосибирск
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 18 июн 2011, 20:54

noctua писал(а):Шломо, которого критиковали за послабления идолопоклонникам?
Ты не путаешь с Шаулем?
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение noctua 19 июн 2011, 05:48

Сан Саныч писал(а):Ты не путаешь с Шаулем?
Каюсь, про Шауля мало что помню...

А вот из 3-ей Книги Царств, глава 11 (синодальный перевод):

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему
10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
12 но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;
13 и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал.
Аватара пользователя
noctua
Собеседник
 
Сообщений: 1502
Зарегистрирован: 21 авг 2010, 07:17
Откуда: Россия, Новосибирск
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 20 июн 2011, 21:17

noctua писал(а):И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
А, в этом смысле.
Ну да, конечно. Но это с его стороны как бы поверхностно.
Ну, типа, как честный человек в трамвае за проезд не заплатил.
Нехорошо, конечно, но не смертельно.
Заметь, что и Танах его не сильно осуждает: "не вполне последовал Господу".
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение noctua 21 июн 2011, 08:46

Сан Саныч писал(а):Заметь, что и Танах его не сильно осуждает: "не вполне последовал Господу".

Так я и говорю - критиковали. Конструктивно. А не в классич. советско-партийном смысле.

А вообще, на War Online выложен интересный анализ биографии Шломо - воцарение, госуд. политика, реформы... Без лишних эмоций.
Аватара пользователя
noctua
Собеседник
 
Сообщений: 1502
Зарегистрирован: 21 авг 2010, 07:17
Откуда: Россия, Новосибирск
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 15 авг 2011, 20:42

Завещание Моше Рабейну
На этой неделе читаем
недельную главу "Экев"

Моше Рабейну обращается к евреям и рассказывает, что ждет их в Земле Обетованной.
Он напоминает своему жестковыйному племени о его истории, о его Завете с Господом, о совершенных народом ошибках и вероломстве, о Десяти Заповедях и других основных законах еврейской жизни. Этим заполнены главы «Вэтханан», чтение которой закончено на ушедшей неделе и глава этой недели — «Экев».

«Не прибавьте к тому, что я заповедаю вам, и не убавьте от него, чтобы соблюдать заповеди Г-да, Б-га вашего, которые заповедаю вам.»

Здесь — ни прибавить, ни убавить. А, ведь, сколько, на самом деле, прибавлений наросло на Синайских Заповедях за четыре тысячи лет! И все – с лучшими намерениями…
Но Моше настаивает на главенстве слова Торы, на единобожии.
«Шма, Исраэль! Адонай Элоэйну. Адонай эхад…
Слушай, Исраэль! Господь, Б-г наш. Господь Один. И люби Г-да, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим. И да будут речи эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем. И внушай их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и поднимаясь. И повяжи их в знак на руку твою, и будут они налобной повязкой меж глаз твоих. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.»


Как актуально это - будь верен Завету с Г-дом, — проповедует пророк, и будешь вознагражден:

«И отдалит Г-дь от тебя всякую болезнь, и никаких зловредных недугов Египетских, которые ты знаешь (может, это про нынешнюю «арабскую весну»?), не наведет на тебя, а наведет их на всех ненавидящих тебя. И истребишь ты все народы, которые Г-дь, Б-г твой, предает тебе; да не пощадит их глаз твой; и не служи Б-гам их, ибо это западня для тебя. Если скажешь в сердце своем: «многочисленнее меня народы эти: как же могу я изгнать их?», не бойся их, твердо помни, что сделал Г-дь, Б-г твой, с Паро и всем Египтом. И низвергнет Г-дь, Б-г твой, народы эти пред тобою мало-помалу; не сможешь ты истребить их быстро. (Савланут, забудь про «ахшав»!) И предаст их Г-дь, Б-г твой, тебе, и приведет их в великое смятение, так что они погибнут.
Может быть, когда будешь есть и насытишься, и дома хорошие построишь и будешь жить в них, и скажешь ты в сердце своем: «Сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это», то помни Г-спода, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить Завет Свой, о котором Он клялся отцам твоим, как (это) ныне.»


А мы-то всегда повторяли: «Б-г-то Б-г, да сам не будь плох» — «Сила моя и крепость руки моей доставили мне богатство это». Может, это про скандалы «социальных» протестов?
Нет, говорит пророк, Г-да не забывай, ибо, на самом деле, именно он, Высшая сила, всем в мире управляющая, источник твоей энергии! И, уж, конечно, не царь и не герой-премьер.
И, без лицемерной политкорректности, еврейский вождь гневно напоминает нашему народу о присущих ему органических недостатках:

«Знай же, что не за праведность твою Г-дь, Б-г твой, дает тебе эту хорошую землю для владения ею, ибо народ жестковыйный ты.
Помни, не забудь, как сердил ты Г-да, Б-га твоего, в пустыне: с того дня, как вышел ты из земли Египетской, до прихода вашего на это место противились вы Г-ду. Обрежьте же тупость сердца вашего и выи вашей не ожесточайте более… Берегитесь, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не совратились и не стали служить Б-гам иным, и не поклонялись им…»


И пророчески предупреждает нас об опасности забвения себя, своей предназначенности, данной Заветом с Г-дом:

«Призываю в свидетели против вас в сей день небо и землю, что сгинете, сгинете скоро с земли, куда вы переходите через Йарден, чтобы овладеть ею; не пробудете долго на ней, иначе истреблены будете. И рассеет Г-дь вас среди народов, и вы останетесь малочисленными среди племен, куда уведет вас Г-дь. И служить будете там божествам, изделиям рук человеческих, дереву и камню, которые не видят и не слышат, и не едят, и не обоняют.»

Но и там не оставит Вс-вышний народ свой:

«И искать станешь ты оттуда Г-да, Б-га твоего, и ты найдешь; ибо искать будешь Его всем сердцем твоим и всею душою твоей. В притеснении твоем и (когда) постигнет тебя все это в конце дней, возвратишься ты к Г-ду, Б-гу твоему, и будешь слушать Его голоса. Ибо Б-г милостивый Г-дь, Б-г твой. Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, которым Он клялся.»

И предрекает наше возвращение в Землю Обетованную:

«Не устоит никто пред вами; страх и боязнь пред вами наведет Г-дь, Б-г ваш, на всякую землю, на которую вы ступите, как Он говорил вам…
Дабы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Г-дь клялся дать отцам вашим, – сколько дней небо (будет) над землею.
Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, будет ваше; от пустыни и Лыванона, от реки, реки Пырат, до моря крайнего будет предел ваш.»


И учит вождь соплеменников основе будущей государственности:

«И кто есть великий народ? У кого законы и правопорядки праведные, как все это Учение, которое излагаю пред вами сегодня!»

О, как актуальны слова этого пророческого завещания и через три с половиной тысячи лет, когда мы возвращаемся в Обетованную Эрец Исраэль!
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Lilah 04 сен 2011, 12:38

Вот я читаю и вижу, что я понимаю это про еврейский народ.
Особенно, что он жестоковыйный и бестолковый. Ему все сказано, а он не слушается.
Ну и опять из Галута будет талдычить "В следующем году в Иерусалиме".
Гои в моеи лице готовы поддерживать его, а ему не надо!
У-у-ууу, жестоковыйный!
Ну и избрал Господь себе народец!
Делай, что должен, и свершится, чему суждено (с) Марк Аврелий.
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14278
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 07 июн 2013, 21:59

Мы в ответе за своих сволочей
На этой неделе читаем недельную главу «Корах»

В Торе в книге Шмот, когда рассказывается о выходе евреев из Египта, встречаются два очень, мягко говоря, неприглядных персонажа – Дотан и Авирам.
Тора всегда порождает множество вопросов. Согласно толкованию РАШИ, из Египта вышла только 1/5 часть евреев. Остальные остались в Египте и погибли во время Макат Хошех (казни тьмой) незадолго до Исхода. Этому есть множество объяснений. Во-первых, они не были готовы к Исходу и оставались людьми Изгнания – с его менталитетом и привычками. Во-вторых, сказано, что если бы евреи остались в Египте, то уже никогда бы не покинули его, упав на 50-ю ступень нечистоты, на которой находились сами египтяне. Те 20% вышли из Египта потому, что не пали до конца. Получается, что наши «герои» Дотан и Авирам, которые постоянно пытались совратить народ, выступали против Мойше Рабейну и фактически не слушались Б-га, тем не менее были достойны Исхода, в отличиe от тех, кто остался в Египте?!

Обратимся к Пасхальной Агаде – рассказу о Великом Исходе, который мы читаем каждый год за Пасхальным столом. Агада рассказывает нам про четырех сыновей: «Мудрец», «Злодей», «Простак» и «Незнающий» (не умеющий спросить; заметьте, они упомянуты в порядке уменьшения и последняя ступень есть неумение вообще задать какой-либо вопрос. Ведь все остальные сыновья, включая злодея, спрашивают, каждый в соответствии со своим уровнем, и получают ответ. И это должно им помочь подняться на ступень выше).

Злодей - кто он, собственно, такой? Интересно, что Агада противопоставляет его Мудрецу, а не Праведнику, что было бы на первый взгляд, логичнее. Однако, Злодей – он тоже мудрец, только наоборот. Посмотрите, что он спрашивает: зачем Эта служба вам? Он прекрасно знает, о чем говорит. Он хорошо осведомлен о самой службе. Он спрашивает лишь – зачем она нужна ВАМ?

Себя он отделяет от всех евреев, тем самым и становясь Злодеем. Эдакая «еврейская сволочь» – этот сын. Умный, язвительный, знающий, наполненный сарказмом, не терпящий величия Мудреца (его слова - контр-вопрос Мудрецу). Он хочет знать, что за служба есть у евреев, но не ради приобщения к ней. Он будет тебя изучать ради поиска лучшего оружия унижения и разгрома. Ради своего величия. И тем не менее он за Пасхальным столом.

Наверняка он лелеет мечту встать во главу этого самого стола, посему и ведет себя соответственно. Насмехаясь над другими, он как бы заявляет – бросьте вашу ерунду, посмотрите на меня, я есть истина. Ну, а если не получится, он не уйдет с Пасхального Седера, пока не прихватит с собой жертву, ведь он нуждается в постоянном подтверждении своей правоты и посему ему, как воздух, необходимы последователи, смотрящие ему в рот.

В истории таких еврейских сволочей нам, к сожалению, известно немало. Эти «герои» никогдa не довольствовались мелкими пакостями исключительно среди своих. И хотя, слава Б-гу, не все они вырвались на передовую, их всегда пленил и пленит крупный масштаб действий, ведь главное – привлечь к себе внимание, завоевать популярность. Поэтому им надо вершить революции, аферы мирового плана, перевороты, идеологии, катастрофы и т.д. Примеры каждому прекрасно известны.

Можно было бы возразить – может, они думают о благе других?
Но нет. Начиная с самоoтделения от своего народа, с гнусного предательства, они раскрывают свою суть и намерения.

Теперь вернемся с к нашим «героям»: Дотану и Авираму. Они ведь и есть прaродители этих самых сволочей. И вот тут-то и кроется одно маленькое, но очень важное «но».

Дотан и Авирам не остались в Египте. Они вышли вместе с евреями. Они были (и есть) часть еврейского народа. И когда В-вышний, Благословенно Имя Его, даровал евреям заповедь «Возлюби Ближнего Своего, Как себя Самого», Он имел в виду их тоже. Сказано в Талмуде: «Исраэль Аревим зэ базэ» («Евреи отвечают друг за друга»). Однако слово «аревим» можно понимать и в значении «меурав» (смешаны, замешаны друг в друге, если можно так сказать). Это означает, что отделиться друг от друга нам никогда не удастся. Желаем ли мы этого или нет – все евреи связаны друг с другом.

Тут даже чувствo справедливости, митинги, протесты никак не помогут. Обворует какой-нибудь очередной Медофф население – а видеть в нем будут тебя, независимо от того, носишь ты пейсы со шляпой или нет. И не спрашивай, в чем провинился ты. Посмотри Агаду, которая говорит, как сыну-Злодею надо отвечать: А ты притупи ему зубы, сказав «Вот ради этого всего сделал Б-г МНЕ знамения, при выходе МОЕМ из Египта». Агада не говорит, что его надо выгнать из за стола. Не дай Б-г. Ведь прогнав его от себя, ты нарушишь заповедь о любви к ближнему. И даже не к самому злодею, а к другим евреям. Если этот злодей уйдет от тебя, он просто начнет разрушать весь мир. А мир будет винить тебя.

Мы в ответе за своих сволочей. Хотим мы этого или нет – но они наши. И связаны они с нами гораздо больше, чем нам это кажется. Посему и говорит нам Тора о Дотане и Авираме – доморощенных, своих негодяях, которые вышли с тобой из Египта. И ты с ними в пустыне, и деваться от них некуда. Им надо отвечать. С ними надо работать. Им надо притуплять зубы. Но не выгонять.

Поэтому и есть у нас Мицва спасать от рук неевреев абсолютно всех своих. Хороших и плохих. Судить будем их сами, своим судом, не вынося сор из избы. Не дай Б-г, чтобы наш мусор попал в квартиру соседа. Отвечать за него придется не только самому «мусору», но и тем, кто выпустил его из своей квартиры.

А как же борьба со злом? В том то и дело, что «выкинуть бяку за окно» не есть борьба со злом, а лишь предоставление этому самому злу новых горизонтов и свобод. И хотя в нашей многогранной философии существует понятие «херем» (отлучение, отчуждение), право на применение его на практике отдано исключительно людям, сведущим в Торе – то есть мудрецам. Ведь кроме того, что диагноз надо правильно установить (определить сволочность того или иного субъекта может только тот, в ком этой сволочности по минимуму, а знаний по максимуму), тут и пути искоренения зла должны быть правильными. Слесарю не дано быть хирургом, тут нужна тонкая работа и принцип – не навреди. И хотя, чисто по-человечески иногда хочется гадину удавить, просто вырвав паразита, мы рискуем не только заразить окружающих, но и оторвать от себя часть здоровой или хотя бы, излечимой плоти.

Талмуд учит нас – «смоль дохе, ямин мекаревет» – левая (рука) отталкивает, тогда как правая – притягивает, т.е. оба процесса должны происходить одновременно. И как замечательно сказал Рав Арье (Лев) Кацин – таким образом мы разворачиваем человека на 180 градусов – помогаем ему повернуться к нам лицом и сделать тшуву.

Не поймите меня превратно. Бороться надо. Только как?
Тора учит нас забивать тьму Светом. Негодяи боятся света, как кроты. Недаром добрая – нет, не наивная, а именно снисходительная и добрая улыбка, в силе обезоружить хама. Я далеко не пацифист и не склонен поставлять вторую щеку. Любовь должна быть умная, но не грязная. Любовь должна иметь зубы, но не клыкастый саркастический оскал. Кстати, вы не замечаете, что когда «их» не слушают, они просто переходят на оскoрбления и откровенное хамство?

Наверное в этом самом и есть ошибка Нетурей Карта и иже. В религиозной среде очень много спорят об отношении к Израилю в его современной форме. Мнения полярные, каждое заслуживает детального объяснения и анализа. Однако, в отличие от антисемитов, шалом-ахшавников и PEASEников, еврей Торы понимает (по крайней мере - должен понимать), что оно (это гос-во) уже есть. И живут там евреи. Они там кушают, пьют, спят, ходят на работу, воспитывают детей. Они там спорят о Торе, о жизни, о цели мироздания, и что самое главное – они думают. И любой здравомыслящий еврей, любящий свой народ, может помочь другому еврею вернуться к Торе и к Создателю. Но не используя методы “сволочей” вышеупомянутых, иначе мы сами ими рискуем стать. И тут уж недалеко до поцелуев и лобызаний с арафатами и ахмадинеджадами.

Безопасность Биби Нетаниягу и любого Мойшика из ешивы - вещи никак неразделимые. Террористам и ракетам абсолютно все равно, что ты думаешь и каких идеалов придерживаешься. А надеятся на милость Аллаха, конечно, можно.

И еще. Сволочам свойственно пользоваться человеческими слабостями. Постоянное нахождение в собственном соку злости дает им возможность находить чужие недостатки сразу, чуть ли не с первого взгляда. Это их стихия. Их оружие. Действуя по принципу «сам дурак», они частенько набирают себе очки дешевой популярности. В своих речах, выступлениях, разговорах они часто затрагивают грязные темы, используют пoхабщину и насмешки, пытаясь свести такое общение к норме. Не мудрено – грязь порождает грязь. Их поэтому и боятся трогать напрямую, с ними боятся дискутировать, а они в свою очередь воспринимают молчание, как знак согласия. И тем не менее, не стоит забывать, что любая тьма очень боится Света.

Тут бы и точку поставить, да не получится точку. Наверное, все же многоточие...

По материалам газеты русскоязычной Америки «Еврейский мир».
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Глава «Масъэй»

Сообщение Сан Саныч 06 июл 2013, 16:49

Есть ли альтернатива «болезненным уступкам» и «жестам доброй воли»?
На этой неделе читаем
Недельные главы «Матот» и «Масъэй».

«Мировое сообщество» из кожи вон лезет, чтобы заставить Израиль «сесть за стол переговоров» с теми, кто спит и видит, как бы нас уничтожить. Нас призывают к «болезненным уступкам», «жестам доброй воли» и прочим самоубийственным глупостям.

Что же, как уже было тут сказано: «Хочешь быть в курсе мировых событий – читай недельную главу Торы».
Когда прийдете в землю Ханаанскую, То прогоните от себя всех жителей той земли. И овладейте землею, и поселитесь на ней, ибо вам даю Я землю эту, чтобы владеть ею. Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и стеснят они вас на земле, в которой вы поселились.
Бемидбар 33:51

Эта заповедь - заповедь проживания в Стране Израиля - является "знаменем" национального лагеря. Но почему-то всегда говорится лишь об одной ее части: «овладейте землею, и поселитесь на ней». Эта часть мицвы, заселение Страны Израиля, известна и принята к исполнению. А вот вторая часть, как бы совершенно неизвестна тем, кто громогласно пропагандирует поселенчество. Но одна часть заповеди никак не может быть выполнена без другой: «прогоните от себя всех жителей той земли». Заметьте: не сказано «убейте». Каждый человек - Творение Всевышнего, убивать никого нельзя. Но - «прогоните». Им здесь не место, для них Он определил другие земли.

«ВСТАВАЙТЕ И УХОДИТЕ ОТТУДА!»

Заселение Страны и изгнание из нее тех, кто жил тут ранее - это два повеления одной заповеди; Тора ясно и недвусмысленно указывает на их взаимозависимость и исключает возможность исполнения одного из них без исполнения другого: «Если же вы не прогоните жителей той земли от себя, то будут те, которых вы оставите из них, колючками в глазах ваших и шипами в боках ваших, и стеснят они вас на земле, в которой вы поселитесь.»

Пять веков тому назад, когда и мысли не было о том, что евреи завоюют Эрец Исраэль, великий комментатор Торы Овадия бен Яаков Сфорно писал: «Если не удалите их (жителей страны), несмотря на то, что вы завоюете страну, не удостоитесь передать ее в наследство своим сыновьям».

А три века назад другой великий комментатор Торы Хаим бен Атар (также известен как «Ор а-Хаим») пишет: «Они будут держать в своих руках не только часть Страны, которой вы не удостоились, но и часть, которой вы удостоились и жили в ней… Они скажут вам: "Вставайте и уходите оттуда!"»

Пророческие слова!

НЕИСПОЛНЕННАЯ МИССИЯ

Вспомним великое мгновение, когда Йехошуа переводит народ через Иордан.
"Иорданская притча. Сказал им Йехошуа: знайте, для чего вы переходите Иордан. Чтобы изгнать язычников от себя, как сказано: «Прогоните от себя всех жителей той земли»; если собираетесь сделать так - хорошо, а если нет - смоют воды… и меня и вас."

Непонятно. Воды Иордана грозят затопить весь народ, а Йехошуа в это время призносит проповеди о национальных задачах. Да. Потому что Йехошуа знает - недопонимание важности изгнания захватчиков - это реальная угроза сохранению еврейского присутствия в Стране и выполнению народом его предназначения. Поэтому он предупреждает - знайте, если вы не собираетесь изгнать их, то нет смысла продолжать путь в Страну. Уж лучше пусть воды потопят вас здесь. Вот эффективный способ довести до сознания необходимость принятия нелегкого решения!

И все же он потерпел неудачу. Большую часть живших тут ранее Израиль не изгнал. И рассказывает пророк, что пришел ангел и задал "головомойку". Чтобы напомнить то, что забыто: «И потому говорю Я: не прогоню их от вас, и будут они для вас тенетами, и божества их будут для вас западнею.» (Шофтим, 2:3). И далее идет тяжелое описание духовного упадка в эпоху Судей. Действительно, как и предостерегал Всевышний, его корнем было неизгнание идолопоклонников и подражание их действиям, что и привело в конце концов к самому страшному наказанию - галуту.

ИЛИ ОНИ - ИЛИ МЫ!

История повторяется. В течение долгих лет совершали страшную ошибку те, кто полагал, что достаточно лишь создавать новые поселения. Еще одно поселение, еще одно, еще… Не обращать внимание на два миллиона арабов, окружающих эти поселения. Арабов, мечтающих о том дне, когда они сбросят поселенцев в море! Не менее трагичны смехотворные заявления после каждого теракта, что "сионистский ответ на теракт - новое поселение."

Чушь! Как раз наоборот!
Не поселенчество ответ на террор, а террор - результат того, что удовлетворялись основанием новых поселений, а не выполняли заповедь - ИЗГОНИ ЗАХВАТЧИКОВ! Решение проблемы террора - в полном исполнении заповеди проживания в Стране Израиля.

Есть только две возможности. Или те, кто верны Торе и Стране, преодолеют свой страх перед тем, что скажут "леваки", и будут готовы исполнить и вторую часть заповеди проживания в Стране. Или - удручающий отказ следовать повелению Торы приведет к краху великого начинания, которым занимались в течение тридцати лет. Ирония состоит в том, что те, кто не хотел следовать указаниям Торы, изложенными в главе Масъэй, вынуждены сегодня выслушивать от левых, страстно желающих отделения территорий, тот же аргумент - нельзя властвовать над другим народом. И это совершенно верно - не давал Творец нам такого указания - властвовать над ними. Он нам другое повелел: выселить их в ИХ страны и заселить ЭТУ землю.

И не можем мы выполнить одну часть заповеди и отвернуться от другой. Еврейский принцип ясен и логичен: или мы - или они. И сколько бы мы ни тянули с выполнением второй части, всё равно - придется её выполнять. А иначе «...воспылает гнев Господа на вас, ... и вы исчезнете вскоре с доброй земли, которую Господь даёт вам». (Иегошуа бин Нун, 23:16)
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Lilah 19 окт 2013, 22:43

Недоверчивые евреи, исчезали ведь уже не раз, сгоняли их с земли, а неймется, не могут поверить. А почему, собственно? Ведь даже те, кто ходит в синагогу и читает Тору, не верит в эти слова.
Делай, что должен, и свершится, чему суждено (с) Марк Аврелий.
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14278
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 26 ноя 2014, 00:30

Глава Толдот (16-21 ноября 2014 г.)

...И стал Эйсав человеком искусным в улове..." (Берейшит 25:27)
О каком улове идёт речь? Раши объясняет, что речь идёт об уловках, которые использовал Эйсав, обманывая людей своими словами. Так, например, он спрашивал у своего отца Ицхака о том, как отделять десятину от соли и от соломы, тем самым пытаясь произвести впечатление человека скрупулёзного в исполнении заповедей. Часто вопрос Эйсава об отделении десятины от соли и соломы воспринимают как невежество и полное непонимание смысла заповеди десятины - ведь любой ребёнок, изучающий Тору, знает, что этого делать не нужно.

Сохачёвер Ребе говорит, что вопрос о соли и соломе выбран далеко не случайно, и понимание этого вопроса позволяет понять суть Эйсава и его коренное отличие от его брата Яакова. Так как противостояние двух близнецов Яакова и Эйсава - это один из базовых конфликтов мироздания, нужно обратить внимание на базовые составляющие всех миров: сосуд и свет, тело и душа, внешнее и внутреннее. Одной из таких пар будет икар и тофель. Икар - это основное и первичное, а тофель - это побочное и вторичное. Эти два понятия широко распространены. Например, на уровне дней недели: шесть дней недели, предшествующие Шаббату - это тофель (вторичное), а сам Шаббат - это икар (основное). Плод и кожура так же попадают в эти категории: плод - это основное, а кожура -вспомогательное: без шести дней недели не будет Шаббата, а без кожуры плод не сможет вырасти. Но именно это утверждение и оспаривает Эйсав, говоря что рабочие дни недели - это и есть суть, а Шаббат нужен только для того, чтобы отдохнуть, и по окончании Шаббата продолжить рабочую неделю.

В паре Эйсав-Яаков Эйсав должен был быть вспомогательным элементом, а Яаков - целью. Но Эйсаву принципиально не подходил вариант, в котором он бы выступал в позиции "второй скрипки". Теперь понятно, что вопрос об отделении десятины от соли и от соломы не был просто надуманной претензией Эйсава. Этот вопрос к Ицхаку был его основным жизненным вопросом: он хотел знать, есть ли у него возможность выйти на уровень икар - стать основой, а не вспомогательным элементом.

По определению сено - это побочный продукт от выращивания пшеницы, а соль - это только приправа к пище. Как в случае сена, так и в случае соли, тяжело подобрать более удачный пример второстепенного, и имеющего смысл только тогда, когда есть основное.
Эйсав как прародитель Западной цивилизации передал своим продолжателем ту же претензию на цель мироздания. Глупо отрицать всё, созданное западной цивилизацией, как никому не нужное. Но все эти достижения является исключительно вспомогательными, а не самодостаточными. Другими словами, они имеют такую же ценность, как и приправа; но при отсутствии целей, установленных Торой, все эти достижения так же бессмысленны, как и приправа без еды.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 28 янв 2015, 00:43

Глава Бешалах (25-31 ноября 2015 г.)

В четвертый день этой недели (то есть сегодня) читается часть главы Бешалах, которая называется «Парашат а-ман» («Отрывок о мане»), где говорится о Небесной манне, которой питались евреи в течение сорока лет пребывания в пустыне (Шмот 16:4-36). Этот отрывок приводится почти во всех сидурах (молитвенниках) после утренней молитвы, а после него там есть особая молитва о заработке, а также собрание соответствующих отрывков из Танаха. Об этом упоминается в Иерусалимском Талмуде (трактат Брахот): «Каждому, кто произносит эту главу каждый день, обещано, что никогда не будет у него недостатка в пропитании».

Но, как отмечает Мишна Брура (1:3) и другие источники, для достижения цели недостаточно простого прочтения, а необходимо понять смысл и суть этой главы, а затем взять их на личное вооружение.

Ман служил для евреев «живым пособием» по упованию на Творца и ежедневно демонстрировал им, что пропитание исходит только от Всевышнего, согласно установленному Им порядку. Человеческие старания «подзаработать» — это не что иное, как внешние усилия получить Небесное благо. Как сказано в Торе (16:17-18): «И собирали сыны Израиля ман, кто больше, а кто меньше. И меряли собранное омером*, и у собиравшего много не было лишнего, а у собиравшего мало — не было недостатка, у каждого было ровно по необходимости». Более того, для праведников ман выпадал прямо рядом с домом (шатром), и не было необходимости тратить время и силы для собирания, а вот грешники должны были хорошо потрудиться, прежде чем дневная «норма» попадала в их дом. Люди явно чувствовали, что пропитание и заработок посылаются им от Первоисточника, а от них требуется только не испортить.

Именно эту цель преследует и заповедь благословлять после еды — «Биркат аМазон». Она напоминает нам, что средства на пропитание не приходят сами собой, а постоянно посылаются нам щедрой и заботливой рукой Творца).

А в древней книге «Сефер аХинух» сказано, что тому, кто тщательно исполняет эту заповедь, даруется пропитание все дни его жизни, да еще с почетом (Мишна Брура 185:1). Для этого необходимо произносить благословение сосредоточенно, продумывая сказанное и намереваясь отблагодарить Всевышнего за Его дар. Чтобы облегчить эту задачу, Мишна Брура приводит несколько рекомендаций: читать глядя в сидур, а не по памяти, и делать это вслух, а не шепотом. Это способствует концентрации мысли. Кроме этого, несмотря на то, что в принципе Биркат аМазон можно читать на любом языке, лучше всего читать на иврите.

Важнейшая основа иудаизма — знать, что Всевышний со Своей стороны всегда готов и желает дать и помочь нам, но не всегда мы готовы принять его дар. Можно сравнить это с солнцем — оно щедро дарит свои свет и тепло всем, кто хотят ими насладиться, но если растение прикрыто колпаком или слоем грязи, это, как говорится, уже «его проблема». Ощущение собственного «Я» — я преуспел, я заработал и т. п. — как раз и является одним из видов таких колпаков (а наши прегрешения — слоем грязи), поэтому ежедневное напоминание об истинной картине вещей (посредством чтения Парашат аМан и Биркат аМазон), служит хорошим контрударом.

Полностью полагаясь и уповая на помощь Всевышнего, человек действительно может быть уверен в Его опоре.

* (омер — определённая мера объема, на каждого члена семьи)

Что такое сгула?
Сгула — это набор действий и намерений, способный посредством воздействия на духовные миры изменить отдельные аспекты нашей материальной жизни к лучшему.

Самая большая сгула — это укрепиться в вере, что всё от Творца и что все, что происходит – к лучшему. Тогда Всевышний по принципу «мера за меру» действительно явно делает так, чтобы все происходило к лучшему, и чтобы мы удостоились это увидеть и понять.

Говорят наши мудрецы, что те, кто ежедневно вдумчиво читают отрывок из Торы, повествующий о том, как Всевышний на протяжении долгих 40 лет питал людей в безводной пустыне маном, несомненно укрепятся в вере, что все от Творца и что нет ничего невозможного для Него. В заслугу этой веры они удостоятся того, чтобы не испытывать проблем с пропитанием.
Каждому, кто будет произносить главу о мане, обещано, что пропитание его не уменьшится.
Иерусалимский Талмуд (Брахот)

Молитва перед чтением парашат а-ман:
Да будет угодно Тебе, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, обеспечить пропитанием весь свой народ, дом Израиля, и меня и мою семью в их числе. С легкостью, а не со страданиями. С почетом, а не с позором. Разрешенным образом, а не запрещенным. Для того, чтобы служить Тебе и учить Тору Твою. Подобно тому, как Ты питал наших праотцов маном в пустыне, в земле безводной и заброшенной.

Текст парашат а-ман (Если Вы понимаете иврит, то лучше читать текст в оригинале (Шмот 16:4-36)
И сказал Г-сподь Моше: «Вот Я дождем пошлю вам хлеб с небес; и выйдет народ, и соберут они сколько нужно на день в этот день, чтобы Я испытал его, будет ли он поступать по Моему наставлению или нет. И будет в шестой день, и приготовят они то, что принесут, и будет вдвое против того, что собирают каждый день». И сказал Моше и Аарон всем сынам Израиля: «Вечером узнаете вы, что Г-сподь вывел вас из земли египетской. А утром увидите славу Г-спода, так как Он услышал ваш ропот на Г-спода. А мы кто, что ропщите на нас». И сказал Моше: «Когда даст вам Г-сподь вечером мяса, чтобы есть, а утром хлеба для насыщения, так как слышит Г-сподь ваш ропот, которым вы ропщите на Него, — а мы кто? Не против нас ваш ропот, а против Г-спода». И сказал Моше Аарону: «Скажи всей общине сынов Израиля: «Приблизьтесь к Г-споду, поскольку Он услышал ваш ропот»». И было, как говорил Аарон всей общине сынов Израиля, и обратились они к пустыне, и вот слава Господа видима в облаке. И говорил Г-сподь Моше так: «Я услышал ропот сынов Израиля, скажи им так: «В сумерки будете есть мясо, а утром насытитесь хлебом, и узнаете, что Я – Г-сподь, Б-г ваш». И было вечером, и налетели перепела, и покрыли стан, а утром был слой росы вокруг стана. И поднялся слой росы, и вот на поверхности пустыни мелкое, без оболочки, мелкое, как иней, на земле. И увидели сыны Исраэля, и сказали друг другу: «Ман (съестное) это». Ибо не знали они, что это. И сказал Моше им: «Это хлеб, который дал вам Г-сподь для еды. Это то, что повелел Господь: «Собирайте от этого каждый, сколько ему съесть, омер на голову по числу ваших душ, каждый для тех, кто в его шатре, берите». И сделали так сыны Израиля; И собирали они ман, кто больше, а кто меньше. И меряли собранное омером, и у собиравшего много не было лишнего, а у собиравшего мало — не было недостатка, у каждого было ровно по необходимости. И сказал Моше им: «Пусть никто не оставит от этого до утра». Но не послушали Моше, и оставили люди от этого до утра. И завелись в нем черви, и стало зловонным; и разгневался на них Моше. И собирали его каждое утро, каждый, сколько съест; и припекало солнце, и он таял. И было, в шестой день собрали они хлеба вдвойне, два омера на каждого; и пришли все князья общины, и сообщили Моше. И сказал он им: «Это то, что говорил Господь: «Полный покой, святая суббота Г-споду завтра; то что печете -пеките; что варите — варите; а все оставшееся положите себе на хранение до утра. И положили его до утра, как повелел Моше, и он не протух, и червей не было в нем. И сказал Моше: «Ешьте это сегодня, ибо суббота сегодня Г-споду. Сегодня не найдете его в поле. Шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота, не будет в нем. И было, в седьмой день вышли из народа собирать и не нашли. И сказал Господь Моше: «До каких пор будете отказываться соблюдать Мои заповеди и Мои наставления. Смотрите, вот Г-сподь дал вам субботу, поэтому Он дает вам в шестой день хлеба на два дня. Оставайтесь каждый там, где сидит, пусть никто не сойдет со своего места в седьмой день». И покоился народ в седьмой день. И дал ему дом Исраэля имя «ман»; и он как семя кориандровое, белый, и вкус его как медовая лепешка. И сказал Моше: «Это то, что повелел Господь: «Полный омер от него должен быть на хранение для ваших поколений, чтобы они видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне, когда вел вас из земли египетской». И сказал Моше Аарону: «Возьми один сосуд и положи в него полный омер мана, и помести его пред Г-сподом для хранения на ваши поколения». Как повелел Г-сподь Моше, так поместил его Аарон перед Ковчегом Завета на хранение. И сыны Исраэля ели ман сорок лет до их прихода на землю обитаемую; ман ели они до их прихода к границе земли Кнаан. А омер — это десятая часть эфы.

После чтения отрывка следует вдумчиво произнести следующую молитву:
Ты — Г-сподь, Ты — единственный. Ты Тот, кто сотворил небеса и небесные выси, землю и все что на ней, моря и все что в них, и Ты поддерживаешь жизнь всех. Ты Тот, кто постоянно совершал большие чудеса и знамения с нашими праотцами. Также и в пустыне дождем проливал на них хлеб с небес и из кремнистой скалы извлекал для них воду, а также снабжал их всем необходимым, одежды не изнашивались на них. Также по большой милости Своей и по великой доброте Своей, обеспечь наc пропитанием и снабди всем необходимым нас, а также удовлетвори многочисленные нужды народа Твоего — дома Израиля. В щедрости и изобилии, без большого труда и усилий – из Твоей чистой руки, а не из рук людей.

Перед произнесением следующей молитвы следует пожертвовать деньги в цдаку, так как хоть мы и просим Всевышнего одарить нас не по мере наших скудных заслуг, а в силу Его безграничной милости, тем не менее, когда мы действительно стараемся уподобиться Ему и несем добро другим, наши молитвы воспринимаются совершенно иначе. И потому мы надеемся, что в заслугу наших пожертвований Всевышний «мера за меру» откроет нам небесные источники благословения и благополучия, снабдит нас всем необходимым и предоставит нам средства на многие-многие добрые дела.

Далее следует вдумчиво произнести следующую молитву:
Да будет Тебе угодно, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, приготавливать мне и всем моим домочадцам все, что нам недостает, и обеспечивать нам все наши нужды каждый день нашей жизни по нашей нужде, и каждый час по нашей потребности, и каждой кости из костей наших по жизненной надобности, как подобает твоей доброй и щедрой руке, а не в соответствии с нашими ничтожными делами, ограниченной добротой и мизерной милостью. Да будет мое пропитание и пропитание моих домочадцев, моих потомков и потомков моих потомков передано в Твои руки, а не в руки людей.
Успехов Вам во всех Ваших добрых делах!
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 18 июн 2015, 07:48

Четыре буквы

Изображение

«Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — писал А. С. Пушкин в «Капитанской дочке». Но это он еще не видел еврейского бунта.
Мы тоже не видели, но можем прочесть в Торе о мятежах во время блуждания по пустыне. Сегодняшняя Недельная глава как раз и рассказывает об одном таком мятеже.

На этот раз заварушку начал близкий родственник Моше Корах.
Суть его претензий сводилась к тому, что, мол, по какому праву, именно Моше возглавил еврейский народ? Что это еще за помазанник Божий? А где демократия? Где выборная система? Где урны и бюллетени? Ведь «вся община — все святы, и среди них Г-сподь!» В смысле: любой из нас может быть главой правительства, так что даешь голосование!
Мудрецы, правда, усомнились в искренности первого описанного в еврейской литературе «демократа» и едко подметили: «Он говорил про "любого", но имел в виду только самого себя».

Попытаемся разобраться в мотивах претендента на лидерство. Потому что жаждал он оного не ради денег (комментаторы сообщают, что он в Египте служил казначеем фараона и, готовясь покинуть страну, вынес из сокровищниц все, что мог, став САМЫМ богатым в истории евреем - куда там Ротшильдам или Ларри Эдельсону - жалкие миллиардеришки!)
И если с античных времен и до сих пор говорят: «богат, как Крёз», то еще за тысячу лет до античности (свидетельствует мидраш) говорили: «богат, как Корах».

Так чего же ему надо было? Власти? Самоутверждения?
Судя по многочисленным комментариям, больше второго, ведь Кораху было дано пророчество, что его потомки намного превзойдут потомков Моисея, а ведь, очевидно, что яблоки от яблони…
В общем, хотел демократ доказать себе и окружающим, что он лучше всех. Но как он свой электорат ухитрился заболтать и подбить на мятеж? Ответ дает кабала.

Корах — идеальный пример бунтаря. Почему?
А потому что имя у него такое (а в имени зашифрована судьба человека, или, как говорил капитан Врунгель, «как вы яхту назовете, так она и поплывет»).
На иврите имя Кораха раскладывается на три буквы: «куф», «рейш» и «хэт».
Удивительным образом, три этих буквы похожи в своем написании друг на друга и на букву «hэй».

Судите сами: «hэй» — это три палочки, одна из которых горизонтальна, а две другие вертикально расположены под ней.
«Куф» — это те же три палочки, только левая значительно длиннее оригинала из «hэй».
«Рэйш» — это две палочки при полном отсутствии третьей.
И, наконец, «хэт» — почти полная копия «hэй», только третья палочка намертво приросла к крыше. И в этом, собственно, и суть.

Каббалисты особое внимание уделяют еврейскому алфавиту, потому что именно он был инструментом творения мира, а, стало быть, хочешь познать мир — познай еврейские буквы.

«hэй» — символ человеческой личности. Потому что в этом мире человек может проявить себя только тремя способами: мыслью, речью и действием.
Соответственно, три палочки в «hэй»: верхняя — мысль (ибо мысль всегда предшествует остальному), правая вертикальная и слитная с верхней — речь (ибо речь неотделима от мысли и является ее материальным эквивалентом), левая вертикальная и ОТДЕЛЬНАЯ от верхней — действие (потому что между мыслью и действием ДОЛЖЕН быть перерыв).
Это важно, «семь раз отмерь и один - отрежь». А если резать, не продумав все как следует, то можно очень сильно напортачить.

Так должно быть в идеале. Но…

Три буквы в имени Корах — три пародии на оригинальную букву «hэй» — это одновременно и три типичных ошибки политиков (ну, и нас с вами тоже — чего греха таить?).

«Рэйш» — болтовня важнее дела (палочка, ответственная за действие, там вообще отсутствует.
И поэтому Корах и современные его клоны так любят поболтать, наобещать с три короба и НИЧЕГО не воплотить.

«Куф» — главное, видимость кипучей деятельности изобразить (палочка действия явно гипертрофирована), а что именно мы делаем и зачем, не важно, опосля расхлебаем.

Хэт — действуем быстро, не выдержав паузы между изначальным планом и его реализацией (палочка действия приросла к крыше). Как в анекдоте: «Санитар, голубчик, я же жив еще! — Доктор сказал в морг, значит в морг!»

И с тех пор, говорят каббалисты, как Корах всю эту бодягу запустил, так оно и идет, увы!
Что ж, не скажу за политиков, но как-то подчистить дурные последствия агрессивного алфавита в самих себе, я думаю, нам под силу?
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Недельная глава Торы

Сообщение Сан Саныч 31 авг 2018, 18:17

Миссия еврейского народа

Недельная глава «Ки таво» (Дварим, гл. 26), которая читается на этой неделе (26 авг. - 1 сент.), как раз рассказывает, в чем состоит эта миссия.

Изображение

...чтобы был ты Ему особым народом…, и чтобы соблюдал ты все заповеди Его. И чтобы поставить тебя выше всех народов, которые Он сотворил, на хвалу и славу, и на благолепие, и чтобы был ты народом святым у Господа, Бога твоего…
(26:18-19).

Чтобы вступить тебе в союз с Господом, Богом твоим, и в клятвенный договор с Ним, Дабы поставить тебя сегодня народом Себе; а Он будет тебе Богом…
(29:11:12).

Этого, как оказалось, недостаточно для изложения сути Миссии. Поэтому пророки продолжили:

И будет, в последствии дней утвердится гора дома Господня как вершина всех гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: «давайте взойдём на гору Господню, в дом Бога Йаакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его».

Ибо из Цийона выйдет Тора и из Йерушалаима – слово Господне.

И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать.»
(Книга пророка Йешаягу, гл.2, ст.2-4).

Таким образом, согласно канонам иудаизма, Миссия еврейского народа общечеловеческая, и состоит она в том, чтобы

— сохранить для всего человечества веру в реальность бесконечного Бога - Творца Вселенной,

— сохранить Слово Господне, Его заповеди и уставы для всего человечества,

— чтобы всё человечество пошло стезями Его.

И тогда наступит всеобщий мир на Земле.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской


Вернуться в Иудаизм


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron