Еврейские праздники

Еврейские праздники

Сообщение Lilah 13 дек 2009, 00:28

Сан Cаныч писал(а):Вчера вечером евреи во всем мире начали праздновать веселый праздник Ханука.
В Израиле по всей стране зажгли первую свечу на праздничных восьмисвечниках (ханукия).

С наступлением каждого захода солнца будет зажигаться еще одна свеча, и так - пока в последний день праздника ханукия не засверкает полным пламенем. Этот обряд символизирует чудо, которое, по еврейскому преданию, произошло в иерусалимском Втором храме в 164 году до нашей эры после изгнания оттуда захватчиков-селевкидов. Греки, завоевавшие Израиль в 200 году до н.э., осквернили иудейскую святыню, превратив ее в языческий храм, и когда повстанцы-маккавеи вновь внесли в него светильник, то чистого масла для него хватало только на один день. Но чудесным образом, огонь не гас в течение полной недели, понадобившейся для приготовления кошерного (чистого) масла.

В эти полувыходные дни израильтяне стараются есть продукты, приготовленные на масле, и особой популярностью пользуется суфгания - разновидность пончика со сладкой начинкой. По прогнозам кондитеров, за неделю будет продано примерно 18 млн пончиков на сумму в почти 15 млн долларов. При этом, до 40% продаж должно прийтись на уменьшенные суфгании, выпекаемых для тех, кто следит за своим весом.

Войну Маккавеев против греко-сирийцев принято считать войной сугубо территориально-освободительной, но это не совсем так. Как предлагает Дейл Карнеги, «давайте рассмотрим факты».

После смерти Александра Македонского, настолько милостиво относившегося к евреям, что его именем евреи начали называть своих детей (честь до тех пор просто неслыханная), произошел раскол Великой Империи великого полководца. При этом территория Земли Израиля перешла под владычество греко-сирийской династии Селевкидов.
Прогрессивным греческим правителям пришло в голову, что неплохо бы приобщить и отсталый еврейский народ к мировой цивилизации в лице эллинистической культуры. Давайте просветим-ка евреев, что не скурпулезное следование требованиям какого-то там Творца (действительно, о каком-таком Едином Творце можно говорить в рамках многоликого древнегреческого политеизма?), а Красота спасет мир. И, вообще, дорогие евреи! Оставьте свое нелепое прославление духа, и займитесь своим телом!

И потянулась, потянулась за греческими лозунгами передовая, «золотая», еврейская молодежь.
Но тут и им самим, и их просветителям стало ясно, что невозможно усидеть на двух стульях одновременно. Невозможно одновременно быть и евреями, и эллинистами. Невозможно одновременно поклоняться человеческом телу, и делать обрезание. Невозможно сегодня соблюдать шабат, освящать время, говорить о вечности, а назавтра устраивать вакханалии. Невозможно одновременно следовать эллинистической философии и изучать Тору. Одно из двух! А значит, вводим новый лозунг: Красота (та самая, «спасительная») требует жертв. А значит, с завтрашнего дня евреям под страхом смертной казни запрещено делать обрезание, соблюдать шабат, освящать новомесячье и, разумеется, изучать Тору!

Да, кстати о жертвах! А почему бы не устроить фестиваль жертвоприношений, а заодно поиздеваться над этими седобородыми мракобесами, все еще придерживающимися еврейских традиций? Возьмем пару-другую свиней и заставим-ка самых уважаемых старейшин публично принести их в жертву какому-нибудь одному из длинного перечня наших олимпийских идолов. Что вы говорите? У нас, греков, в принципе, не слишком распространено приносить в жертву именно свиней? Ну что ж, у нас это всего лишь не принято, зато для евреев это будет просто святотатством! И станет та самая свинья символом пережитков прошлого, принесенных в жертву будущего! Чем не Красота, а? А если заставить евреев еще и попробовать эту «красоту» на вкус, то нашей изощренности (вы называете это извращенностью?) – цены не будет!

И тут горстка этих «дряхлых мракобесов» не выдержала и под предводительством старика-коэна Матитьягу Хашмонея воспользовалась против греков их собственным оружием – оружием силы. Не год, и не два продолжалась война. Продолжители династии Хашмонеев, и в первую очередь пятеро сыновей Матитьягу во главе с Йеудой Маккавеем (Маккаби - аббревиатура фразы «Кто подобен Тебе, Всевышний?»), в течение 30 лет вели эту войну. Причем, к величайшему нашему стыду, не стоит забывать, что война эта была не только война освободительная против захватчиков-чужеземцев, а одновременно – война гражданская, ибо немало той самой прогрессивной элитной молодежи встало на сторону столь полюбившихся им греков...

Но вот что интересно. Хотя евреи и добились военной победы, праздником Ханука мы отмечаем совсем другие события. События, на первый взгляд гораздо более скромные по своему мировому резонансу. Еще в самом начале войны, за 27 лет до ее окончания, евреи отвоевали оскверненный греками Храм и решили восстановить его работу прежде всего с зажигания светильника-Меноры, еврейского вечного огня (в простом и переносном смысле), огня, символизирующего вечный свет Торы. Но вот беда! Оливкового масла, необходимого для зажигания, хватало только на один день, тогда как на его изготовление было необходимо, по меньшей мере, неделю. Но Маккавеи, невзирая ни на что, решились хоть на один день, но зажечь светильник немедленно. И о, чудо! Масла, едва хватавшего на один день, хватило на все восемь!

Военная победа не принесла евреям долговечной свободы и независимости. Да и в духовном плане по сей день, то тут, то там подают голоса все новые и новые «прогрессивные эллинизаторы». И с именем Макаавеев (Маккаби) в современном Израиле связаны марка пива и спортивные клуба, а также спортивные состязания в олимпийско-греческом стиле. Другими словами, как раз все то, против чего воевали сами Маккавеи.

Но свет Торы с тех пор чудесный образом продолжает светить, и до сих пор продолжает греть нас ее вечный огонь, хотя с реально-прагматической точкой зрения, как в принципе и предрекали реформаторы всех веков и народов, казалось, что он обречен вот-вот потухнуть.
И это – выше всех побед! Это – праздник Ханука!
Счастливого вам праздника!

Изображение
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ AOЛAM,
АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОTАВ ВЕЦИВАНУ
ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ХАНУКА!
Не ищи логики там, где другая цель (собственный афоризм)
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14313
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 18

Re: Еврейские праздники

Сообщение Lilah 13 дек 2009, 12:56

Не ищи логики там, где другая цель (собственный афоризм)
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14313
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 18

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 13 дек 2009, 23:46

Что это у тебя какие-то замученные американские дети? Слишком... взросленькие.
Наши не такие.
Наши - вот:
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 13 дек 2009, 23:55

Или еще вот:
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение Лена 14 дек 2009, 13:20

А мы напекли свои маленькие суфганиет..с изюмом орехами и яблоками с корицей. Спекли и с мясом..друзья принесли плов...и чебурек..я напекла блинов...
Все как положено в хануку. А после хануки на диету.
Лена

 

Сегодня зажигаем восьмую свечу!

Сообщение Сан Саныч 18 дек 2009, 09:46

Скачать, смотреть и слушать:
С праздником!
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Сегодня зажигаем восьмую свечу!

Сообщение kuma 19 дек 2009, 14:18

Сан Саныч писал(а):Скачать, смотреть и слушать:
С праздником!
Послушала все предидущие посты. Супер. Когда евреи поют, мир должен молчать!
А вот этот файл скачивать не получается, может, Саныч, загрузишь его сам прямо на форум, чтобы посмотреть и послушать....?
Верный человек богат благословениями
Аватара пользователя
kuma
Собеседник
 
Сообщений: 753
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 18:44
Пол: Женский

Re: Сегодня зажигаем восьмую свечу!

Сообщение Сан Саныч 19 дек 2009, 23:28

kuma писал(а):А вот этот файл скачивать не получается, может, Саныч, загрузишь его сам прямо на форум, чтобы посмотреть и послушать....?
На форум загрузить его невозможно, это не youtube, а PowerPoint, этот формат порталом не поддерживается.
Что не получается - скачать или просмотреть скачанный?
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Сегодня зажигаем восьмую свечу!

Сообщение kuma 20 дек 2009, 10:43

Сан Саныч писал(а):
kuma писал(а):
На форум загрузить его невозможно, это не youtube, а PowerPoint, этот формат порталом не поддерживается.
Что не получается - скачать или просмотреть скачанный?

Аха, почему-то не скачивается. :unknown:
Верный человек богат благословениями
Аватара пользователя
kuma
Собеседник
 
Сообщений: 753
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 18:44
Пол: Женский

Re: Сегодня зажигаем восьмую свечу!

Сообщение Сан Саныч 20 дек 2009, 13:14

kuma писал(а):
Сан Саныч писал(а):
kuma писал(а):
На форум загрузить его невозможно, это не youtube, а PowerPoint, этот формат порталом не поддерживается.
Что не получается - скачать или просмотреть скачанный?
Аха, почему-то не скачивается. :unknown:
Не начинается? Или начинается и зависает?
Только этот файл или и другие в формате .pps ?
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Сегодня зажигаем восьмую свечу!

Сообщение kuma 20 дек 2009, 14:14

Сан Саныч писал(а):Не начинается? Или начинается и зависает?
Только этот файл или и другие в формате .pps ?
Не знаю, другие не пробовала. А про этот пишет после того, как даешь команду "скачать", что страницу не находит. Потом вылазит всякая хадость про чтение СМС и прочия ерунда.
Верный человек богат благословениями
Аватара пользователя
kuma
Собеседник
 
Сообщений: 753
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 18:44
Пол: Женский

Re: Сегодня зажигаем восьмую свечу!

Сообщение Сан Саныч 20 дек 2009, 16:51

kuma писал(а): пишет после того, как даешь команду "скачать", что страницу не находит. Потом вылазит всякая хадость про чтение СМС и прочия ерунда.
Должна быть вот такая картинка:
Изображение
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Сегодня зажигаем восьмую свечу!

Сообщение kuma 20 дек 2009, 16:54

Сан Саныч писал(а):
kuma писал(а): пишет после того, как даешь команду "скачать", что страницу не находит. Потом вылазит всякая хадость про чтение СМС и прочия ерунда.
Должна быть вот такая картинка:]

Саныч, картинка есть. А после того, как нажимаю "скачать" лезет какая-то ерунда.
Верный человек богат благословениями
Аватара пользователя
kuma
Собеседник
 
Сообщений: 753
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 18:44
Пол: Женский

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 20 дек 2009, 16:59

kuma писал(а):А после того, как нажимаю "скачать" лезет какая-то ерунда.
Попробуй еще раз.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение kuma 20 дек 2009, 17:02

Сан Саныч писал(а):
kuma писал(а):А после того, как нажимаю "скачать" лезет какая-то ерунда.
Попробуй еще раз.

Попробовала, аж с форума вырубило.
Наверно не судьба?
Верный человек богат благословениями
Аватара пользователя
kuma
Собеседник
 
Сообщений: 753
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 18:44
Пол: Женский

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 20 дек 2009, 17:24

Давай Е.Мэйл, пошлю как приложение.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение kuma 20 дек 2009, 18:23

Сан Саныч писал(а):Давай Е.Мэйл, пошлю как приложение.

Хорошо, пишу уже в личку.
Верный человек богат благословениями
Аватара пользователя
kuma
Собеседник
 
Сообщений: 753
Зарегистрирован: 13 дек 2009, 18:44
Пол: Женский

Re: Еврейские праздники

Сообщение Ленок 26 мар 2010, 18:55

Скоро Песех...драю дом..13 окон..и трисы вымыты и все шкафы...сейчас везде пыль..две ванны и все мыть...часам к двум ночи справлюсь...А завтра все кошеровать..и начинаем готовить...сил уже нет...
Моисей сказал — все от Бога. Соломон — все от головы.
Христос — все от сердца. Маркс — все от живота.
Фрейд — все от секса. Эйнштейн сказал, что все относительно.
Сколько евреев — столько и мнений.
Будем жить!
леночка-просто ленка
Аватара пользователя
Ленок
Собеседник
 
Сообщений: 1959
Зарегистрирован: 27 дек 2009, 12:11
Откуда: Израиль

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 18 авг 2010, 04:00

Песнь восхождения.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=OCvdmlJUECk[/youtube]

Возвожу глаза мои к горам,
откуда придет помощь мне?
Помощь моя от Всевышнего,
сотворившего небеса и землю.
Не даст Он пошатнуться ноге твоей,
не дремлет хранящий тебя.
Вот, не дремлет и не спит
Страж Израиля!
Пресвятой – страж твой,
Творец – сень твоя с правой руки твоей.
Днем не поразит тебя солнце,
а луна – ночью.
Адонай сохранит тебя от всякого зла,
сохранит душу твою.
а-Шем будет охранять выход твой
и вход твой отныне и вовек.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение Ленок 20 авг 2010, 20:49

Как евреи празднуют Рош ха-Шана?
Сейчас наступили дни когда мы у Бога просим прощение....за все наши проступки...мы читаем селихот.
Селихот - это особые тексты, которые читают перед Рош Хашана и вплоть до последнего дня перед Йом Кипуром. Существуют специальные сборники селихот. Но если у Вас их нет, в каком-то смысле их можно временно заменить прочтением текста Таханун, который есть в каждом Сидуре (молитвеннике). Только желательно прочесть полный текст, включающий в себя Видуй (признание ошибок в нашем поведении).
Тексты селихот помогают обрести правильный настрой. Поэтому-то их и читают в период (по сути) до самого Йом Кипура.
И еще один совет: желательно приобрести специальные молитвенники к Рош Хашана и Йом Кипуру (Махзор ле-рош а-Шана и Махзор ле-Йом Кипур). Их тексты помогут выполнить все задачи, которые мы должны ставить перед собой во время молитв в течение этих очень важных дней.
Тишрей - Рош Ха-Шана - Новый год
Рош ха – Шана (буквально переводится как "голова года")
Праздник отмечается в честь сотворения мира и приходится на первый день месяца тишрей. В эти дни, учит еврейская традиция, Бог размышляет о бренности человеческой жизни, кому - жить, а кому - умереть. Молитвенные службы в эти дни должны повлиять на решение Бога. Искренняя вера в то, что Бог желает всем добра и благополучия превращает этот день в праздник.

Праздник Рош ха - Шана символизирует начало нового года и завершение года уходящего. В это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к начинающемуся году. Размышляя о будущем, евреи просят мира, согласия, здоровья. Звук шофара (бараний рог) призывает: "Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши". Трубление в шофар особая традиция данного праздника. Рош ха-Шана называется в Торе "днем трубных звуков", а момент трубления в шофар является центральным в службе. Согласно заповеди Торы, каждый еврей обязан в Рош ха-Шана услышать звук шофара, причем непосредственно, а не эхо или звук, транслированный с помощью электроники. Это должен быть правильно исполненный и благословленный звук настоящего шофара, сделанного из бараньего рога. В оба дня Рош ха-Шана трубить в шофар обязательно. Трубят так, чтобы раздавалось до 100 звуков. Причем происходит это к концу утренней службы. Если первый день Рош ха-Шана выпадает на Субботу, то трубят только во второй день; второй день никогда не выпадает на Субботу.

Рош ха-Шана празднуется как двухдневный праздник первого и второго Тишрея, хотя Тора заповедует соблюдать его только 1 Тишрея. Как известно, в диаспоре все праздники "удваиваются" и празднуются два дня вместо одного, однако Рош ха-Шана празднуется два дня даже в Земле Израиля. Это является памятью о временах существования Храма и Синедриона, когда начало месяца устанавливалось Верховным судом по показаниям свидетелей, видевших серп молодой луны. Перед заходом солнца в 29-ый день Элула считалось неизвестным, увидят ли свидетели серп луны, т.е. будет ли наступающий день 1 Тишрея или 30 Элула, и следует ли начинать праздник. Поэтому постановили, во избежание сомнений и нестрогого отношения к Рош ха-Шана, праздновать этот праздник всегда два дня. Эти два дня называются "Йом ха-арихта" - "один длинный день", чтобы показать, что святость обеих половин этого "длинного дня" не сомнительна, а точно определена. Оба дня запрещена почти всякая работа, кроме приготовления еды. Соблюдение Рош ха-Шана - это реальное действие в области тшувы, в области соблюдения Божественных заповедей, это начало перехода от слов к делу.

С Рош ха-Шана начинается десятидневный период - "дни трепета" ("йомим ха-нораим"), который завершается Йом Кипуром - днем всепрощения, искупления. В Рош ха-Шана происходит ежегодный Божественный суд над всем миром в целом и над каждым человеком в отдельности. У иудеев есть десять дней для того, чтобы обдумать свои поступки, исправить допущенные ошибки, раскаяться. Лишь после Йом Кипура Божественное решение окончательно утверждается - "скрепляется печатью", и таким образом определяется судьба на ближайший год.

Рош ха-Шана и Йом Кипур - религиозные события, посвящённые молитве и серьёзным размышлениям. Это - время, когда мы проверяем свои идеалы и вспоминаем сделанное, концентрируем внимание на нашей вере в Бога и отношениях с другими людьми. Мы ищем воодушевление и уверенность и надеемся выдержать испытания наступающего года. Рош ха-Шана и Йом Кипур - это вершины 40-дневного периода от первого дня еврейского месяца Элул до Йом Кипура (десятого Тишрея). Талмуд говорит о четырёх моментах, когда мир предстает перед Небесным судом: в Песах - выносится решение относительно урожая зерновых, в Шавуот - в отношении урожая фруктов, в Суккот - в отношении воды. В Рош ха-Шана перед судом предстаёт сам человек.

Конечно, любой человек хочет, чтобы начинающийся год был для него хорошим, "сладким". Вот почему в этот день на стол подается много блюд, символизирующих пожелание "полного", счастливого года. В зависимости от местных традиций эти блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают: рыбу - символ плодородия; голову (баранью или рыбную) - чтобы быть "во главе", а не в хвосте; морковь кружочками - по форме и по цвету она должна напоминать золотые монеты, богатство; круглую сладкую халу с изюмом - чтобы год был полным, здоровым; овощи и фрукты - в знак надежды на обильный урожай; яблоки и мед - кусочек яблока, обмакнув его в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, "чтобы год был сладким и счастливым". В оба дня Рош ха-Шана, вечером и утром после возвращения из синагоги вся семья собирается за праздничным столом. Во время вечерней трапезы, первой трапезы нового года, принято есть сладкое и не едят горького и соленого. В разных общинах приняты разные обычаи.
Моисей сказал — все от Бога. Соломон — все от головы.
Христос — все от сердца. Маркс — все от живота.
Фрейд — все от секса. Эйнштейн сказал, что все относительно.
Сколько евреев — столько и мнений.
Будем жить!
леночка-просто ленка
Аватара пользователя
Ленок
Собеседник
 
Сообщений: 1959
Зарегистрирован: 27 дек 2009, 12:11
Откуда: Израиль

Re: Еврейские праздники

Сообщение noctua 22 авг 2010, 08:51

Ленок, а когда Рош ха-Шана в этом году по григорианскому? Лень рассчитывать, да и есть вероятность ошибки....
Аватара пользователя
noctua
Собеседник
 
Сообщений: 1502
Зарегистрирован: 21 авг 2010, 07:17
Откуда: Россия, Новосибирск
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 22 авг 2010, 13:34

noctua писал(а):когда Рош ха-Шана в этом году по григорианскому?
9 сентября.
Но празднуется вечером 8-го.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение noctua 22 авг 2010, 15:23

Спасибо!
Вечером - это с захода солнца, так?
Аватара пользователя
noctua
Собеседник
 
Сообщений: 1502
Зарегистрирован: 21 авг 2010, 07:17
Откуда: Россия, Новосибирск
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 22 авг 2010, 18:29

noctua писал(а):Спасибо!
Вечером - это с захода солнца, так?
Примерно так, а точное время можно найти на сайте http://istok.ru/time-n-dates/
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 04 дек 2010, 21:11

Ханука: Что празднуем?

На сайте русскоязычной американской газеты "Еврейский Мир" опубликована статья Леонида Геера о праздновании Хануки в Америке.

Изображение

“It’s hard to be a Jew on Christmas” – “Трудно быть евреем на Рождество”, - так начинается песенка из мультсериала “South Park”. Герой приводит примеры своего незавидного положения: он не может наряжать рождественскую елку, к нему не приходит Санта Клаус, он не поет традиционных для этого праздника песен. Да, у него есть Ханука, но разве можно сравнить скромные ханукальные огоньки с ослепительными рождественскими огнями, и кошерные латкес с аппетитной ветчиной, подаваемой на рождественский стол у его соседей-христиан.

Не секрет, что американская еврейская община страдает в это время года от комплекса неполноценности. От Рождества не спрятаться, не скрыться, а праздновать его никак нельзя. Тут как нельзя кстати подвернулась Ханука. Этот, прямо скажем, не самый значительный в иудаизме праздник приобрел в Америке необычайную популярность. Но если посмотреть правде в глаза, когда американские евреи отмечают Хануку, какой праздник отмечают они на самом деле? Ведь в американской версии Хануки уже не осталось изначальных историко-религиозных элементов, она просто превратилась в заменитель Рождества. Все эти многочисленные подарки, обилие ханукальных песен и даже украшение елки, которую стыдливо величают Chanukah Bush (ханукальный куст) – что это, как не попытка создать еврейский Крисмас? Ирония заключается в том, что Ханука, праздник, увековечивший восстание евреев против ассимиляции в греческую культуру, превратился в орудие этой самой ассимиляции. В семьях многих евреев возник новый праздник - Крисмука – эдакий гибрид Крисмаса и Хануки, сочетающий элементы обеих традиций, но выхолостивший из них всякое смысловое содержание.

Каково, на мой взгляд, решение этой проблемы? Во-первых, думаю, нужно перестать бояться Крисмас. Я не случайно использую английское название этого праздника, поскольку имею в виду не праздник Рождества как таковой, а популярную в Америке версию. Слово Christmas у нас прочно ассоциируются со словами sale и spirit. Этот праздник, в принципе, практически идентичен празднуемой всеми нами советской версии Нового Года. В нем практически утерян религиозный элемент, а преобладает общечеловеческий. То есть этот не день рождения Иисуса, а день света и тепла, день, в который Санта Клаус приносит детям подарки, день, в который семьи собираются вместе. И загораживаться от света этого праздника, как это делают религиозные евреи, не изучающие в этот день Тору, а вместо этого нарезающие к субботе туалетную бумагу, я не вижу смысла. Тем более что мы этот праздник и так уже в какой-то степени отмечаем, любуясь декорациями в витринах и насвистывая “Jingle Bells”.

Более того, не отвергая Крисмас, мы учим себя и своих детей очень важной черте – терпимости, которая, чего греха таить, у нас по отношению к христианству не очень развита. Ведь Иисуса некоторые религиозные евреи иначе как Йошка не называют и видеть в христианстве положительные элементы напрочь отказываются. А почему бы не проникнуться рождественским духом милосердия и доброты, не посмотреть с детьми рождественские фильмы-сказки, например “Miracle on the 34th Street” или “It’s a Wonderful Life”. Почему не откликнутся на приглашение соседей пообедать у них в канун Рождества (от предлагаемой ветчины можно вежливо отказаться).

Делая все это, мы ни коим образом не жертвуем своим еврейством. Наоборот, понимая и принимая праздники других, мы больше ценим собственные. Нам не нужно создавать суррогат Крисмаса и Хануки или подгонять чей-то праздник под наш. Мы готовы принять положительные элементы нееврейских праздников, при этом не забывая о своих. В этой связи, думаю, уместно будет пожелать нашим читателям счастливых праздников. Терпимости и доброты всем Вам!

Кто страдает от комплекса неполноценности?

Попробую прокомментировать, как пишет автор, с терпимостью и добротой.

«Не секрет, что американская еврейская община страдает в это время года от комплекса неполноценности», - утверждает автор. Мне кажется, что комплексом неполноценности страдает тот человек, который не раскрыл еще своей собственной ценности, как на личном уровне, так и на уровне причастности к своему народу. Человек, который считает, что «... у него есть Ханука, но разве можно сравнить скромные ханукальные огоньки с ослепительными рождественскими огнями, и кошерные латкес с аппетитной ветчиной, подаваемой на рождественский стол у его соседей-христиан», вне всякого сомнения, ничего не знает о сути Хануки.

Автор предлагает: «перестать бояться Крисмас, не загораживаться от света этого праздника, проникнуться рождественским духом милосердия и доброты, посмотреть с детьми рождественские фильмы-сказки, откликнутся на приглашение соседей пообедать у них в канун Рождества (от предлагаемой ветчины можно вежливо отказаться), принять положительные элементы нееврейских праздников».

И что, такой «джентльменский набор», заполнив нишу невежества, устранит комплекс неполноценности? Скорее наоборот: этот комплекс только усилится, рождественские огни покажутся еще ослепительней, а ветчина – аппетитней.

Автор предлагает учить «себя и своих детей очень важной черте – терпимости, которая, чего греха таить, у нас по отношению к христианству не очень развита». Нетерпимость к христианству, верно, у нас существует, но она не грех. Эта нетерпимость никогда не выливалась в крестовые походы, подвалы инквизиции, насильственное крещение и слащавый миссионерский «охмуреж». Нетерпимость эта сродни неприятию ученым шарлатанства, а вековое лицемерие людей, призывающих к подставлению второй щеки и при этом бьющих других по обеим, лишь усиливало эту нетерпимость.

Неевреи, по Торе, получают удел в будущем мире, если они исполняют 7 заповедей Ноя, а рабби Акива научил нас, что «дорог человек, потому что он создан по образу Всевышнего» (Пиркей Авот 3:18). Христианская же доктрина утверждает, что «нехристь», вне зависимости от уровня праведности, отправится в ад, туда, куда, по мнению христиан, отошла душа растерзанного римлянами милосердного рабби Акивы, так же как и души шести миллионов, уничтоженных Гитлером.

Это реальный факт о «религии любви», а рождественские фильмы-сказки, хоть и несут с собой дух милосердия и доброты, тем не менее остаются сказками. Не нам, а христианам нужно учиться и учиться терпимости и милосердию, и не в проповедях, а на деле.

Нам совсем не стоит, как советует автор, принимать «положительные элементы нееврейских праздников», потому что эти «положительные элементы» - всего лишь отражение света Торы. «Тора Всевышнего совершенна», - озвучил для нас царь Давид (Теилим 19:8). Нужно ли подбирать чужие крошки, если в твоих руках – целая буханка? Не рождественский обед, а стремление к нашему наследию – вот ключ к преодалению невежества и, как следствие, комплекса неполноценности.

«Наш главный враг — невежество. Изучайте духовное наследие нашего народа: Талмуд, законы. И не из выгоды, а ради самого Учения», - утверждал великий немецкий раввин Шимшон Рефаэль Гирш. Переведенные на английский и на русский труды рава Гирша сегодня можно приобрести в любом магазине еврейской книги. Почитайте их - и значительность рождественских огней и ветчины в ваших глазах заметно поубавится.

Автору и всем читателям – радостной и осмысленной Хануки – праздника негасимого света Торы в наших душах!
Источник

Изображение
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение Lilah 04 дек 2010, 21:31

Прочитала статью.
Мы готовы принять положительные элементы нееврейских праздников, при этом не забывая о своих.

Как нееврейка и не принадлежащая ни к одной конфессии, хотя и крещеная
могу заявить, как 2,5-летний внук Ивановны: "Х@йня какая-то!"
Не ищи логики там, где другая цель (собственный афоризм)
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14313
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 18

Пурим

Сообщение Ленок 18 мар 2011, 15:59

Пурим !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
ПОЗДРАВЛЯЮ ВСЕХ ЕВРЕЕВ С ЧУДЕСНЫМ ПРАЗДНИКОМ ВЕЛИКОГО ЧУДА-ПУРИМ!
ПУСТЬ ЧУДЕСА НЕ КОНЧАЮТСЯ!
СМЕРТЬ ХАМАНАМ! СВОБОДУ ЕВРЕЯМ !


Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий».

С помощью жребия советник царя Аман определил день - 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии. Почему именно евреев? Дело было так... Перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай, родственник жены царя, и не преклонял колен. Мол, на колени евреи становятся только перед Богом.

Пошел тогда Аман к царю и доложил - в царстве твоем есть народ гордый, непочтительный, вышестоящим не кланяющийся. Разреши, мол, чтобы в назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. А я, дескать, за это еще и пожертвую в казну 10000 серебренников.

Указ о геноциде Ахашверош подписал с легким сердцем, поскольку слово «евреи» ничего ему не говорило и не знал он, что его жена-красавица Эстер (Эсфирь) - еврейка. А Мордехай потому и проводил дни и ночи у дворца, что обещал это своей воспитаннице-сироте. Ей, молодой царице, было одиноко и страшновато вдали от родного дома. Случилось так, что в одну из ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя. Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в дворцовые книги.

В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу». Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался Мордехая повесить 13 адара.

Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Ахашверош страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая.

Но царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев.

С тех пор два дня после этой даты стали днями празднования и пира, в еврейских общинах проводятся театрализованные представления, карнавальные шествия, принято посылать знакомым праздничное угощение. Пекут маленькие треугольные пирожки с джемом, они называются гоменташи (уши Амана). Хотя к вину в еврейской традиции отношение сдержанное, именно про этот день в Талмуде сказано: В Пурим обязательно напиться так, чтобы не отличать «проклятий Амана» от «благословений Мордехая». В канун праздника в синагогах читают «Свиток Эстер» и при каждом упоминании имени Амана стучат трещотками (на картинке - именно они и сам «Мегилат Эстер»).

В городах, которые во время событий, описанных в «Свитке Эстер», были окружены крепостной стеной, как тогдашняя столица Персии город Шушан, Пурим празднуется на следующий день, 14 адара, и называется Шошан-Пурим.

В високосный год по еврейскому календарю (семь раз за каждые 19 лет) два месяца адар, и Пурим, который празднуется в первый из них, называется Пурим-катан (малый Пурим).
Пурим в веках


1236 г. Нарбоннский Пурим (21 адара)

Однажды один еврей повздорил с неевреем, торговцем рыбой. Они подрались, и француз умер от побоев. Разъяренная толпа бросилась громить еврейские дома. В довершение ко всем прочим бедам погромщики разграбили библиотеку знаменитого рабби Меира. Но правитель этих мест неожиданно встал на защиту еврейской общины и велел вернуть награбленное. Прежнее место в доме раввина заняли и святые книги.

1380 г. Пурим в Сарагосе (17 и 18 швата)

Произошло это в Арагонском королевстве. Евреи вышли на улицу, чтобы приветствовать короля. Некий выкрест по имени Маркос донес королю, что они несут пустой чехол, без свитков Торы. Это было правдой: евреи не хотели, чтобы святой свиток без нужды покидал синагогу. Но эта правда грозила им гибелью.

Неожиданно во время процессии шамесу синагоги открылся пророк Элияху. Он обещал приподнять чехол и показать королю, что в руках у шамеса настоящий свиток. Так и случилось. Это чудо спасло многих от верной гибели, а предателя казнили. Евреи Стамбула, Измира, Салоник и Иерусалима долгие годы продолжали отмечать день спасения своих предков.

1524 г. Каирский Пурим (28 адара)

Ахмед-паша, правитель Египта, был известным ненавистником евреев. Однажды он приказал арестовать 12 самых известных членов общины и потребовал за них огромный выкуп. Он заявил, что идет в баню, а затем отдаст приказ уничтожить всех евреев в столице, если к тому времени ему не принесут денег...
Произошло чудо: в тот момент, когда султан выходил из бани на улицу, один из его слуг вдруг набросился на него и убил злодея.

1541 г. Алжирский Пурим (4 хешвана)

Флот испанского короля Карла V пытался захватить крепость Алжир. Евреям это грозило или смертью, или крещением. Они постились, и стон их молитвы доносился из окон синагог. Вдруг разразилась ужасная буря, и испанский флот погиб. Произошло это в субботу.

1743 г. Пурим в Тверии (4-7 элула)

В тот год город окружили войска Сулеймана-паши. Евреи Тверии поддерживали правителя города, шейха Дейр аль-Амара, и перенесли все муки осады, которая длилась 83 дня. Наконец, 4 элула, ничего не добившись, паша увел свои войска прочь. А через три дня умер. Эти дни стали для евреев днями большого праздника.
Пурим в Сарагосе

В испанской провинции Арагоне жил могущественный правитель. Его власть простиралась на много городов, в которых при его правлении евреи жили счастливо.

В столице Арагона, Сарагосе, члены многочисленной еврейской общины решили выразить правителю свое почтение. Каждый раз, когда он праздновал какое-либо счастливое событие и вместе с парадом проходил через еврейский квартал, старейшины общины выходили к нему навстречу с футлярами от свитков Торы. Сами свитки оставались в синагоге.

Такое проявление уважения немало льстило королю. И все было бы хорошо, если бы при дворе короля не жил один человек, который всем сердцем ненавидел евреев и всегда старался настроить короля против них. Этого человека звали Маркус. Он искал способа уничтожить евреев и одновременно получить от этого выгоду.

Однажды Маркус случайно выяснил, что евреи встречают короля с пустыми футлярами от свитков Торы – и тут же сообщил об этом королю. Тот был не злым, но и не очень умным человеком. Он поддался влиянию Маркуса и разозлился, из-за того что евреи долгое время его обманывали. Маркус решил поймать момент и предложил королю издать указ, по которому все евреи будут изгнаны из страны или убиты.

Но, как бы король ни разозлился, он не хотел причинять евреям вред и поэтому сказал: «Я знаю, что их Б-г всемогущ. Он ведь может наказать меня за то, что я так обращаюсь с Его народом!» «Евреи не ждут от своего Б-га ни милости, ни помощи, — ответил Маркус. — С тех пор как они припеваючи живут в Вашей стране, они перестали соблюдать свои законы и больше не выполняют Его заповеди».

«Но если мы выгоним евреев из страны, от этого станет только хуже! В конце концов, они платят налоги и вообще приносят много пользы». — «Ой, они настолько рассеяны по всей земле, что Вы даже не заметите их отсутствия», — спорил Маркус.

«Но зачем же наказывать всех евреев? Ведь не все из них знали этот секрет», — слабо протестовал король. «Вашему Величеству прекрасно известно, что все они одинаковые. Они всегда действуют сообща. В этом случае община всей страны знала о том, как их старейшины обманывают короля», — закончил свою речь Маркус, понимая, что у короля больше не осталось аргументов.

«Послушай, Маркус! Я и в самом деле не на шутку разозлился на евреев и согласен с тем, что их нужно наказать, если то, что ты говоришь, правда. Но я не желаю несправедливости, потому что никогда не видел от евреев ничего плохого. Давай сделаем так: на следующем параде, когда евреи выйдут ко мне с футляром, ты будешь ехать в одном экипаже со мной. Я поручу тебе открыть футляр, и если там не окажется свитка Торы, мы поступим так, как ты скажешь. Но если же ты мне солгал, будешь жестоко наказан. Ты готов к этому? Никто не посмеет меня одурачить!» — сказал король.

Маркус, знавший, что его слова были правдой, с готовностью принял эти условия. Он уже с удовольствием представлял, как станет приближенным короля.

В ночь перед очередным торжеством шамаш главной синагоги Сарагосы никак не мог заснуть. Он думал о грядущем параде и о том, что в еврейский квартал снова прибудет король, и его это очень беспокоило. Он ворочался в кровати, снедаемый нехорошим предчувствием: еврейской общине города грозила опасность. Он уже было собрался встать и пойти к старейшинам общины, но вдруг подумал о том, что они будут смеяться над ним. В конце концов, он уснул. И приснился ему высокий седобородый старик, который подошел к нему и сказал: «Вставай! Не теряй времени. Евреи в опасности. Немедленно иди в синагогу и быстро разложи свитки Торы по футлярам. И никому ни слова об этом!»

Шамаш не успел произнести ни слова, как видение исчезло. Он поднялся с кровати, дрожа от страха, наспех оделся и побежал к синагоге. Шамаш был уверен, что старик, явившийся ему во сне, был не кем иным, как пророком Элиягу, и знал, что этот сон был вещим. А значит, он должен был поступить так, как сказал пророк. Но шамаш не знал, что пророк явился во сне не только ему. Шамаши других синагог Сарагосы видели тот же сон. И они тоже бросились к синагогам, чтобы исполнить указание Элиягу.

На следующее утро начался парад. В еврейском квартале заиграли трубы, оповещавшие о появлении короля. Старейшины общины как обычно вышли навстречу королю, держа в руках футляры со свитками Торы.

Когда карета короля поравнялась с делегацией евреев, Маркус сказал: «Его величество желает взглянуть на то, что спрятано внутри футляров». «Да, — подтвердил король. — Открывайте футляры!»

Евреи не на шутку испугались, услышав неожиданную просьбу. Что скажет король, увидев пустые футляры? Но выбора не было, пришлось подчиниться приказу. Тяжело вздыхая, евреи открыли футляры и к своему удивлению обнаружили внутри свитки Торы.

Король удивился. А Маркус был более чем разочарован: с его лица сошла торжествующая ухмылка, он побледнел от ужаса. Он не мог вымолвить ни слова. Король обрушил на Маркуса весь свой гнев: «Предатель! Обманщик! Ты показал свое истинное лицо! Стража! Немедленно схватить его! Повесить!»

После казни Маркуса король публично объявил, что всегда хорошо относился к евреям и более не сомневается в их верности. Более того, в знак доброго отношения к евреям король распорядился о том, чтобы в течение последующих трех лет евреи не платили в казну никаких налогов.

Когда же в еврейской общине распространилась весть о том, какие пророческие сны посетили нескольких евреев, их радости не было предела. Они неустанно благодарили Всевышнего в молитвах и прославляли Его имя, обещая и в будущем служить Ему так же верно. А 17 и 18 дни месяца швата евреи объявили днями общей молитвы и выражения благодарности Творцу, для того чтобы их потомки во всех поколениях помнили чудесную историю о том, как община Сарагосы была спасена от рук коварных врагов.

Вот и вся история Пурима Сарагосы.
Смерть Сталина


Те, кто в сознательном возрасте пережили весну 1953 года в России, никогда не забудут эти дни. Разгар «дела врачей». Сталинская машина уже почти готова приписать к длинному списку своих «подвигов» еще одну славную победу. Борьба с «безродными космополитами» подходила к концу. Известно было, что на запасных путях уже стояли эшелоны, готовые вывезти из городских центров, выражаясь языком Мегилы, «один определенный народ» и отправить его в Биробиджан.


За «железным занавесом» евреи всего мира отмечали веселый праздник Пурим. В Нью-Йорке, в центральной синагоге ХАБАДа, шел праздничный фарбренген. Ребе говорил слова Торы. Неожиданно, без всякой связи с предыдущим, Ребе стал рассказывать историю об одном еврее старой России, который, приехав как-то в Петербург по делам, очутился в толпе в тот момент, когда по улице проезжал царь Павел I. Народ, приветствуя царя, громко кричал: «Ура! Ура!»


Герой рассказа был простым человеком из местечка, плохо понимал русский язык и не знал, что такое «ура». Он подумал, что кричат «гу ра», означающее «он – плохой», и, дабы не выделяться из толпы, стал вместе со всеми громко кричать «Гу ра! Гу pa!» А через несколько дней царь Павел умер. На него было совершено покушение. «Поэтому, — предложил Ребе, — давайте и мы сегодня, как тот еврей, вместе прокричим: “Гу ра!”» Присутствовавшие были в полном недоумении. Какая странная история. Почему Ребе рассказал ее сейчас? И какое это все имеет значение? Никто ничего не понимал, но Ребе просит – и тысячи хасидов и гостей, собравшихся на фарбренген, громко скандировали: «Гу pa! Гу pa! Гу ра!»

Сталин умер через три дня после Пурима. Удар случился с ним в Пурим...

Актуалия Пурима


«В те дни были у евреев и свет, и веселье, и радость, и почет...»

Нет, пожалуй, другого такого праздника, который вызывает столько различных эмоций! История Пурима описана в последней книге Танаха «Мегилат Эстер» (мегила – свиток). Атмосфера этого праздника необычна для религиозного еврея: громкое чтение в синагогах самого Свитка, прерываемое шумом трещоток, веселое театрализованное представление Пуримшпиль, шумное застолье...

Сама история незамысловата. Время действия – IV век до н.э., место – древняя Персия. Ассимилированные евреи периода вавилонского плена начали забывать свою Традицию, и Всевышний захотел им тактично об этом напомнить. Узурпатор Ахашверош возвышает Амана и делает его своим первым министром. А тот издает указ: первому министру каждый обязан кланяться. И евреи, как законопослушные граждане, начинают выполнять приказ наряду со всеми подданными царя. И только еврей Мордехай не желает кланяться аманам: только Б-гу! И за это Аман решает уничтожить всех евреев. Одна из основных заповедей в Пурим — слушать прочтение Мегилат Эстер (Свиток Эстер). Будьте внимательны к тексту Мегилы. Раввин подаст знак, когда нужно заглушить произнесение имени Амана вашими трещотками. Будьте очень внимательны, чтобы не прослушать ни слова, когда чтение начнется вновь. Когда читают свиток, слушайте очень внимательно! Говорите «Амен» в конце благословений*.

Эта «логика» пережила его на две тысячи лет. «Есть один народ, проникший во все структуры, не соблюдающий государственных законов, — народ, от которого исходит все зло. И правителю страны стоит лишь издать указ, чтобы народ сам отомстил своему врагу». Нет, это не из выступления очередного сегодняшнего лидера. Это всего лишь «переведенная» на современный язык цитата из Свитка Эстер. С этими-то словами и обратился к царю Ахашверошу один из «выдающихся» антисемитов древности – всесильный министр Аман. Он бросает жребий (по-персидски – «пур», отсюда название праздника), на какое число назначить погром. Не правда ли, удивительным образом история повторяется – снова и снова?

На пиру царь не глядя подписывает приказ Амана об уничтожении целого народа – и теперь это уже закон! Чудом об этом становится известно Мордехаю, и он... собирает еврейских детей (по преданию, 22 тысячи) и начинает обучать их основам Торы! И весь народ в течение года вернулся к еврейству, к традиционному образу жизни, несмотря на смертельную опасность. А царица Эстер, набравшись мужества, пошла к царю (что было не принято) просить за свой народ. И в конце все чудесным образом произошло наоборот: Аман был повешен на дереве, которое он уготовил Мордехаю, царь с той же легкостью издал другой указ (о праве евреев на самооборону), а день, который грозил стать одной из самых траурных дат, стал самым веселым праздником в еврейском календаре!

Одна из основных заповедей в Пурим — слушать прочтение Мегилат Эстер (Свиток Эстер). Будьте внимательны к тексту Мегилы. Раввин подаст знак, когда нужно заглушить произнесение имени Амана вашими трещотками. Будьте очень внимательны, чтобы не прослушать ни слова, когда чтение начнется вновь. Когда читают свиток, слушайте очень внимательно! Говорите «Амен» в конце благословений*.

Заповеди праздника


Заповеди, которые евреи должны исполнять в Пурим, символизируют радость, охватившую спасшихся от гибели евреев. Трапеза в Пурим напоминает о веселье, царившем в еврейских домах. В этот день посылают подарки друзьям, делясь с ними своей радостью. В Пурим принято радовать бедных подарками. Чтение Свитка Эстер – символ веселья еврейских общин.

Чтение Свитка Эстер.
Вечером и днем в Пурим читают Мегилат Эстер (Свиток Эстер). Содержание Свитка напоминает нам о произошедшем чуде, и есть заповедь читать его публично. Таким образом выполняют написанное в Свитке: «И дни эти будете вспоминать и отмечать из поколения в поколение... и память о них не сотрется у ваших потомков...» Наши мудрецы учат: «Как о них вспоминают? Читая Свиток».

Праздничная трапеза.
Есть заповедь устраивать в Пурим трапезу, главная отличительная черта которой – веселье. В Свитке Эстер сказано о днях Пурима:
«Дни пира и веселья». В Пурим принято пить вина больше обычного, потому что чудо Пурима связано с вином: царица Вашти была изгнана царем во время пира, когда пили много вина, и вместо нее царицей стала Эстер; также во время пира Эстер сумела убедить Ахашвероша отменить указ об уничтожении евреев. Во время праздничной трапезы нужно давать усладу своему телу в память о физическом спасении евреев в дни Пурима.

Машлоах манот.
Каждый еврей должен послать два вида угощений, по меньшей мере, одному человеку, как написано в Свитке: «...посылание яств в дар друг другу». Смысл этой заповеди – в укреплении братства между евреями и в умножении веселья.

Подарки бедным.
Существует заповедь давать подарки, по меньшей мере, двум бедным евреям. Подарком могут служить деньги, угощения или любой другой предмет, которому бедняк будет рад. Сказано в Свитке Эстер: «...подарки бедным». Исполнение двух последних заповедей сводит на нет слова Амана: «Есть один народ, рассеянный и разбросанный между народами». Аман хотел подчеркнуть отсутствие единства у евреев. Эстер же сказала Мордехаю: «Иди, собери всех евреев». Мы – единый народ, и эти заповеди подчеркивают глубокую связь между всеми евреями.

Обычаи и символы праздника

Карнавал
С давних времен существует обычай наряжаться в Пурим в карнавальные костюмы, изображающие различные персонажи Свитка Эстер и другие. Карнавальные костюмы меняют человека до неузнаваемости, что служит напоминанием о чуде изменения судьбы евреев, происшедшем в Пурим. В Свитке Эстер сказано: «...обернулось так, что сами иудеи одолели недругов своих» и то был «месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник». Этот обычай также напоминает о начале борьбы евреев с далеким предком Амана – Эсавом. Брат Эсава Яаков должен был одеться в одежды Эсава, чтобы получить благословение своего отца Ицхака.

Трещотка
В Пурим полагается трещать трещоткой: этим «инструментом» пользуются, когда читающий Мегилу произносит имя Амана. Ведь Аман был потомком самого большого врага евреев – Амалека, память о котором нам заповедано стереть с лица земли. В знак этого принято заглушать имя Амана при чтении Свитка Эстер.

«Уши Амана» (гоменташен)
Существует обычай печь в Пурим пирожки с маковой начинкой, напоминающие по форме уши. Эти пирожки называются в народе гоменташен, что в переводе с идиш означает «уши Амана». Каббалисты утверждают, что подобно тому, как в пирожке есть видимая часть (тесто) и невидимая (начинка), так и в празднике Пурим есть явные события, описанные в Свитке, и завуалированное участие в них Всевышнего.будем жить!
Моисей сказал — все от Бога. Соломон — все от головы.
Христос — все от сердца. Маркс — все от живота.
Фрейд — все от секса. Эйнштейн сказал, что все относительно.
Сколько евреев — столько и мнений.
Будем жить!
леночка-просто ленка
Аватара пользователя
Ленок
Собеседник
 
Сообщений: 1959
Зарегистрирован: 27 дек 2009, 12:11
Откуда: Израиль
Вернуться к началу

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 13 апр 2011, 21:49

ПЕСАХ!

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=EX1fbXp1_KA[/youtube]
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Еврейские праздники

Сообщение Ahava 13 апр 2011, 22:45

Красивая музыка и поет очень красиво :aga:
Лица только, кое какие портят весь эффект))
"Когда перекошен весь мир, легче признать ненормальным того, кто держится прямо."

http://www.youtube.com/user/EPHRAIMSARROWS * СТРЕЛЫ ЭФРАИМА.
Аватара пользователя
Ahava
Собеседник
 
Сообщений: 857
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 17:07
Пол: Женский

Re: Еврейские праздники

Сообщение Сан Саныч 13 апр 2011, 23:57

Ahava писал(а):Красивая музыка и поет очень красиво :aga:
Лица только, кое какие портят весь эффект))
Это пародия, посвященная тому, как весь мир поднимает хай по поводу домика, построенного поселенцами. Поэтому вместо "один козленок" - идет "один домик".
Написана она по мотивам древней песенки, которую поют за пасхальным столом:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=9CCnfcs_h-g[/youtube]

Хад Гадья (Один козленок)
Хад гадья, хад гадья,
ди-зван аба би-трей зузей,
хад гадья, хад гадья.


Козленок, козленок,
Отец купил его за два зуза,
Козленок, козленок.

И пришел кот и съел козленка.
Козленок, козленок.

Пришел пес и загрыз кота,
который козленка съел.
Козленок, козленок.

Пришла палка
И забила пса, который загрыз кота,
который козленка съел.
Козленок, козленок.

Пришел огонь
И сжег палку,
Которая забила пса,
который загрыз кота,
который козленка съел.
Козленок, козленок.

Пришла вода
И залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Козленок, козленок.

Пришел бык
И выпил воду,
Которая залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Козленок, козленок.

Пришел резник,
И зарезал быка,
Который выпил воду,
Которая залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Козленок, козленок.

Пришел ангел смерти,
И убил резника,
Который зарезал быка,
Который выпил воду,
Которая залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Козленок, козленок.

И пришел Творец,
И поразил ангела смерти,
Который убил резника,
Который зарезал быка,
Который выпил воду,
Которая залила огонь,
Который сжег палку,
Которая забила пса,
Который загрыз кота,
Который козленка съел.
Отец купил его за два зуза.
Козленок, козленок.

Детская, как принято считать, песенка, которой завершается чтение пасхальной Агады. Странное, непонятное содержание. Череда убийств, заставляющая краснеть израильских левых. Этот бесконечный повтор, похожий на ритуальное заклинание. Нанизывание событий, словно звенья одной цепи, взаимосвязанные друг с другом.

Песенка про козленка вошла в канон Агады примерно в ХVI веке среди ашкеназских евреев. Со временем она обросла рядом комментариев. Комментаторы усматривают в ней намек на исторические судьбы нашего народа. Козленок - это евреи. Отец - Господь Бог, две зузы* - две скрижали завета, Кошка - Ассирия, Собака - Вавилон, Палка - Персия, Огонь - Греция, Вода - Рим, Вол - измаильтяне. Резник - крестоносцы, Ангел смерти - турки... В конечном итоге все враги Израиля гибнут, уничтожив друг друга.

И снова, и снова повтор - один козленок. Один. Среди кровожадных врагов. Среди огня и воды. В тени леденящего дыхания ангела смерти. Пасхальная жертва, приносимая Творцу и Им же хранимая. Потому, что в конце, после всех потрясений, войн и бедствий, остается один Творец. И его Козленок.

Кстати, вам эта песенка ничего не напоминает? Что-то родное, из Маршака...

Вот дом,
Который построил Джек.

А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это весёлая птица-синица,
Которая ловко ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек...

Это перевод с английского - поэт Рендолф Калдекотт, живший во второй половине XIX века. Его "This Is the House That Jack Built" написан под прямым влиянием "Одного козленка". Правда, мистический смысл как корова языком слизала. Плагиат-с!

А потом С.Маршак сделал чудесный перевод на русский. Маршак-то знал, откуда первоисточник и ориентировался именно на него. Фокус с «переводом с английского» у Шмуэля бен Яакова Мааршака удался — никто не углядел за «Домом, который построил Джек» пасхальную песенку.

Источник

*Зуз - древняя серебряная монета. Зуз весил примерно 3,6 грамм.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

След.

Вернуться в Иудаизм


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron