Суккот

Суккот

Сообщение Сан Саныч 01 окт 2010, 09:30

Ностальгия по бездомности

"В шалашах живите семь дней, чтобы знали потомки ваши, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел Я их из Египта".
Сорок лет странствовали праотцы наши по пустыне, шли к неведомой земле, ели небесный «хлеб», пили воду из чудесного странствующего колодца и жили под звездами.
Это еще что за ностальгия?!
Хорошо ли быть бездомным? Чего уж хорошего.

А вот контрвопрос: хорошо ли жить безбедно? Здесь интуитивный ответ: "Да!" оказывается отнюдь не однозначным.
Раби Мендл из Кандинова говорил: моя бабушка всегда, зажигая субботние свечи, всегда молилась о том, чтобы потоки ее не были богаты. Ее молитвы были услышаны и все ее внуки вышли нищими праведниками.

Мудрецы, комментируя начало Торы (рассказ о змее-искусителе, «прахом будешь питаться») говорят: Всевышний проклял змея изобилием пищи. Тот, у кого все есть, не нуждается в Б-ге и не видит Б-га.
Благословение богатством может обернуться проклятием безверия. Человеку трудно жить в бедности, но трудно жить и в ситуации изобилия и собственного "всемогущества".

Полезно видеть границы собственных возможностей, полезно жить в рамках. В современном культурном контексте ощущение зависимости и ограниченности воспринимается как унижение. Человек провозглашен главной ценностью, ему можно все, а если нельзя, но очень хочется, то тоже можно. Стремление к абсолютной свободе, может быть, вполне легитимно. И если бы каждого из нас спросили: хочешь быть рабом или свободным, все предпочли бы свободу. Но жизнь предлагает иной выбор: быть рабами Всевышнего или рабами рабов.

Иудаизм предлагает человеку не обольщаться иллюзией, что все зависит только от него, но и не впадать в бездеятельный фатализм. Поэтому в Суккот мы и сидим не в доме, и не под открытым небом, а в построенном своими руками шалаше. Не без крова, но и крыша над нами та еще - течет в дождь, да и от солнца не защитит.
Кстати, отличная крыша: каждая холодная капелька, падающая на темечко, напоминает о том, что есть над нами Власть и Воля Творца.

Правило, сформулированное мудрецами: "кто не желает быть рабом Всевышнего, будет рабом людей", работает неумолимо. Жизнь трудна и даже заядлый оптимист очень скоро убеждается в том, что не все козыри в его руках, что не все желаемое становится реальностью. Если ты не веришь, что Всевышний правит миром, значит все неопределенные функции в нашей жизни представляются игрой земных сил: стихии, людей, властей. Ты искал свободы от Всевышнего? Изволь, но тогда прими с покорностью зависимость от тысячи частностей.
Не хочешь служить Одному? Служи тысяче: начальству, жене, погоде, банкам, пробкам на дорогах, болезням и врачам.

В этом и состоит один из многих уроков осеннего праздника Суккот: строй сам себе крышу, не полагаясь на Всевышнего, но, с другой стороны, имей в виду, что Его дождь и Его солнце найдут тебя и под крышей. Заботься о будущем, но отдавай себе отчет в том, что мы предполагаем, а Он располагает.

Иудаизм, ставящий во главу угла деятельность, инициативу человека, предостерегает как от пассивности, так и от самонадеянного "активизма".

Казалось бы, тот, кто безоговорочно принимает власть Всевышнего, должен утратить свободу выбора. На деле же только он реализует ее полностью. Ведь он принимает на себя не только бремя выбора и ответственности, но и вполне осознает естественные ограничения, границы своих сил и возможностей.

Вот такая диалектика: между рабством и свободой, между кровлей и открытым небом.
Источник300
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Суккот

Сообщение Lilah 05 окт 2010, 15:45

Сан Саныч писал(а):кто не желает быть рабом Всевышнего, будет рабом людей

Такое правильное выражение!
Не ищи логики там, где другая цель (собственный афоризм)
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14313
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 18

Re: Суккот

Сообщение Ahava 01 окт 2012, 10:38

C праздником!
buk
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=_TFGTGGNwjs[/youtube]

Это учение одно из самых захватывающих и познавательных среди других в серии «Божий Пророческий Календарь». Суккот, известный в Библии как Праздник Кущей - это седьмой, последний Праздник в году. Примечательно, что этот Праздник отмечается в седьмой месяц, во время седьмого новолуния и продолжается в течении семи дней. Кроме того, Бог предназначил для Суккота особую жертву -- 70 быков: по одному за каждый из 70 народов мира, упомянутых в 10 главе Книги Бытие. Вы считаете, такое количество семерок - простое совпадение? Самые прозорливые уже догадались, что Великий Творец заключил во все это глубокий пророческий смысл! Если и существует наболее пророческий и знаковый для верующих в Мессию Иешуа Праздник, то это -- Суккот! Ибо это празднование, которое предзнаменует исполнение Божьего величайшего Замысла и Плана.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=weExQO0xu6A[/youtube]
"Когда перекошен весь мир, легче признать ненормальным того, кто держится прямо."

http://www.youtube.com/user/EPHRAIMSARROWS * СТРЕЛЫ ЭФРАИМА.
Аватара пользователя
Ahava
Собеседник
 
Сообщений: 857
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 17:07
Пол: Женский

Re: Суккот

Сообщение Сан Саныч 20 сен 2013, 22:40

Как саддукеи с фарисеями поссорились

На этой неделе евреи во всем мире отмечают веселый праздник Суккот.
При упоминании праздника Суккот каждый прежде всего вспомнит праздничный шалаш. Затем — лулав и этрог, которыми нужно помахать во время утренней молитвы в качестве выражения радости перед Всевышним. Две эти составные части праздника известны даже самому далекому от религии человеку. Однако когда-то центром и сердцем этого праздника было другое: церемония возлияния воды на жертвенник. Теперь же этот обряд если не забыли вовсе, то хорошо спрятали в трудных для понимания молитвах «Ошанот».

Если вы житель Земли Израиля, в дни праздника Суккот вас (как и вашего предка 2000 лет назад) беспокоит один вопрос, вопрос жизни и смерти: будут ли дожди этой зимой достаточно обильными? Если нет — придут голод, болезни и нищета. Если же будет дождь — остальное как-нибудь приложится. Этот вопрос вполне сохраняет актуальность и сегодня, пусть большинство из нас уже не обрабатывают землю, да и опреснительные установки уменьшили зависимость от дождя. Так куда же было нести свои тревоги и мольбы земледельцам-евреям, если не в Храм?

Церемония возлияния воды была материальным воплощением этого народного крика души. Она начиналась с черпания воды в Силоамском источнике, откуда с музыкой и танцами воду несли в Храм — на расстояние нескольких сот метров. Там коэн торжественно возливал воду на жертвенник. Народ в это время окружал жертвенник, размахивая ивовыми ветвями и взывая к Б-гу с мольбой об удачном годе: «О Б-же, спаси нас, даруй нам успех!»

Вокруг этой церемонии, вовсе не упомянутой в Торе, а возникшей из устной традиции, разгорелся острый конфликт между двумя основными направлениями в древнем иудаизме — саддукеями и фарисеями.

От фарисеев (они же - наши мудрецы) пошел тот иудаизм, который исповедуем мы сегодня. Они не только поддерживали совершение церемонии возлияния, но и сделали ряд важных уступок в законах ритуальной чистоты, чтобы облегчить участие в них простого народа. Например, в дни праздника всем евреям разрешали обходить вокруг жертвенника, хотя в обычные дни в эту часть Храма имели доступ только священники. Более того, к входу в Храм коэны выносили священную утварь: Менору и Стол для хлебов, давая возможность простолюдинам насладиться их видом.

Беспокоясь о ритуальной чистоте паломников, приходивших в Храм, мудрецы полагались на их сознательность. Но не вполне: после окончания праздника Менору и другую утварь окунали в микву, предполагая, что кто-то из пришедших в Храм мог по незнанию нарушить законы чистоты. Это окончательно выводило из себя оппонентов фарисеев — саддукеев, отрицавших устную традицию. «Эти фарисеи скоро будут солнце окунать в микву! — говорили они. — Мало того, что фарисеи устраивают церемонию, не предписанную Торой, так они еще и ради безграмотной толпы подвергают опасности осквернения священную утварь!»

Талмуд рассказывает, что царь Александр Янай (2-й век до н.э.), совмещавший, как и другие цари хасмонейской (маккавейской) династии, пост царя и пост первосвященника, во время праздничного служения в Храме не захотел совершать предписываемый устной традицией обряд возлияния воды на жертвенник и вылил воду себе под ноги, чтобы показать пренебрежение к этой церемонии, и разъяренный народ закидал его этрогами.

Известный исследователь древнееврейской литературы профессор Исраэль Кнолль объясняет, что саддукеи не были просто снобами, презиравшими простой народ. Они были учениками великого мудреца Антигона из Сохо, а через него — наследниками великой философской школы иерусалимских священников. Именно в этой школе впервые в мире оформилась идея служения Всевышнему не ради награды, а ради Него самого.

Идея эта была подлинной революцией для Древнего мира, где люди искали у своих языческих божков прежде всего помощи в повседневных делах. Идея же бескорыстного служения становится с веками одной из центральных в иудаизме. Именно с этих позиций саддукеи отвергали храмовые молитвы о дожде, сопровождающиеся к тому же такими «языческими» церемониями, как возлияние воды и размахивание ивовыми ветвями.

Однако фарисеи понимали, что служение Б-гу не может быть уделом лишь касты жрецов. С их точки зрения, жизненные потребности простого человека также заслуживают того, чтобы быть вознесенными к престолу Славы, и, в том числе, в виде служения в Храме — ритуалов, молитв и славословий. Учение фарисеев, пусть менее стерильное в философском плане, но более всеобъемлющее, стало после разрушения Храма основным в иудаизме.

А теперь перенесемся на две тысячи лет вперед, в XX век. Так получилось, что из всех видов Б-гослужения в Иерусалимском Храме только возлияние воды удостоилось попытки возрождения в наши дни. Случилось это в праздник Суккот в 1988 году.

Талмуд учит, что если даже большинство народа ритуально нечисто, то ряд видов служения в Храме, например, приношение пасхальной жертвы, совершается невзирая на это обстоятельство. Молодой хасидский раввин Йосеф Эльбойм и несколько его товарищей задали мудрецам поколения чисто теоретический вопрос: относится ли к таким случаям возлияние воды? Мудрецы колебались, обсуждали, но в конце концов тогдашний главный ашкеназский раввин Авраам Шапиро пришел к выводу, что да, относится.

«Отлично», — ответили молодые раввины. А надо сказать, что отец р. Эльбойма, спасшийся из ада нацистских лагерей, где погибла вся его семья, посвятил жизнь тому, что ткал на специальном ткацком станке ткани и изготавливал одежды для коэнов, которые будут служить в будущем Третьем Храме. Так что три коэна надели приготовленные им храмовые одежды, набрали воды из Силоамского источника, спрятали серебряный сосуд с водой в корзинку с фруктами и пронесли его на Храмовую гору мимо бдительного взора полиции. Из специального медного сосуда молодой коэн омыл руки и ноги, как подобает перед началом служения, и совершил возлияние воды на место, где стоял когда-то жертвенник (прямо перед входом в мечеть с позолоченным куполом). Присутствовавший там мусульманский служитель не вполне понял, что происходит, но на всякий случай отобрал у коэна серебряный сосуд и забросил его куда подальше. Удивительным образом обошлось без драки.

Понятно, что событие это было по-разному оценено в кругах религиозных евреев. Так или иначе, группе товарищей удалось повторить возлияние в два следующих праздника Суккот в 1989 и в 1990 годах. После этого полиция ввела специальные ограничения, относящиеся только к празднику Суккот: запретила евреям вносить на Храмовую гору воду, даже в детских бутылочках, а коэнам — входить туда в специальных одеждах.

«Слишком малому числу людей было это интересно в те годы, — рассказывает рав Эльбойм, — поэтому, когда полиция запретила этот безвредный, никому не мешавший, ритуал, протестовать было некому».

Так вернется ли возлияние воды в Иерусалим?
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Суккот

Сообщение Сан Саныч 19 окт 2016, 06:41

Почему суккот – праздник совершенства?

Пишет Рамбам (Законы сукки, 8:12): «Несмотря на то, что во все праздники существует заповедь радоваться, в праздник суккот было в Храме особое веселье». То, что cуккот связан особенным образом с радостью, мы можем видеть и из текста молитвы, где суккот называется «временем нашей радости».

Маараль пишет о том, что истинная радость прибывает там, где есть совершенство. Поскольку праздник суккот – праздник совершенства, он является также праздником радости.

Почему же праздник суккот является праздником совершенства? Потому, что в этот праздник мы достигаем как материального, так и духовного совершенства.

Материальное совершенство

Тора говорит о празднике суккот: «А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда собираете урожай земли, празднуйте праздник Господу семь дней». Суккот – это время собрания урожая, над которым человек трудился на протяжении долгого времени, достигая тем самым материального совершенства. По этой причине подобает радость этим дням, и поэтому сразу же после вышеупомянутого стиха говорит Тора: «и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней».

Душевное совершенство

Есть три праздника, в которые Тора повелевает евреям подняться в Храм. В Торе они упоминаются в следующем порядке: песах, шавуот, суккот. Эти праздники – это порядок духовной работы человека. Из того, что праздник суккот упоминается последним, мы можем выучить, что в нем мы достигаем определенного духовного совершенства.

Также то, что человек покидает свое постоянное жилище и «переезжает» во временное, дает ему возможность забыть все его житейские проблемы (сказали мудрецы: «Тот, кто увеличивает свое имущество, увеличивает свои тревоги), а также укрепить в себе веру и упование на Святого, да будет Он благословен. Этим человек обретает спокойствие и духовное совершенство. Всё это приводит человека к особенному чувству радости в дни праздника суккот.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Суккот

Сообщение Сан Саныч 21 сен 2021, 14:20

Изображение

Вечером 19 октября начинается один из главных иудейских праздников — Суккот. Он (в том числе) считается праздником урожая. Торжество приходится на тот период, когда земледельцы, завершив сбор, могут отдохнуть до первых дождей.

Значение этого праздника очень велико: начинается он 15-го числа седьмого месяца года (тишрей) по еврейскому календарю и длится семь дней. Сразу за ним наступает следующий праздник — Шмини Ацерет.

История

"Сукка" в переводе с иврита — это шалаш, "суккот" — шалаши. В русском языке этот праздник еще называют "Праздник кущей".

Он основан на истории об Исходе евреев из Египта. Во время странствий по Синайской пустыне Бог окружил верующих "облаками славы", тем самым скрыв людей от палящего солнца. Собственно, эти "облака" и подразумеваются под словом "сукка".

Традиции

Все семь дней необходимо жить в шалаше. Это главная заповедь праздника. Мы покидаем прочные стены, надежную крышу. Мы подчеркиваем, что защита - НЕ ЭТО. С одной стороны, это отсылка к библейским событиям. С другой — так иудеи учатся расставлять приоритеты, подчиняя материальное духовному. Сукка — это священное место.

Чтобы шалаш был кошерным, он обязательно должен находиться под открытым небом, строить его желательно своими руками. В шалашах необходимо собираться семьей, принимать гостей, а также спать.

В современном мире в сукке едят, спят и проводят как можно больше времени там, где это позволяет климат. В холодных широтах в шалашах спят только самые отважные и морозоустойчивые, но есть все равно приходят в сукку на протяжении всех семи дней праздника. Именно здесь нужно проводить приемы пищи, содержащие мучное.

Одной из важнейших заповедей Суккота является "вознесение лулава" — связки из четырех видов растений. Каждое символизирует определенный тип людей: этрог — благочестивые евреи, соблюдающие все правила; финик — евреи, знающие Тору, но не соблюдающие всех правил; мирт — евреи, не знающие Тору, но совершающие добрые дела; ива — евреи, не делающие ни того ни другого.

В канун праздника устраиваются специальные базары, где продаются и все нужные детали для шалашей, и все растения, которые необходимы для выполнения заповеди.

Трапеза

Суккот начинается перед заходом солнца. Хозяйка зажигает свечи, в синагоге начинается вечерняя служба (маарив), а придя в сукку, все совершают освящение дня над бокалом вина — кидуш.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Суккот

Сообщение Сан Саныч 29 сен 2023, 13:53

Время радости

На иврите слов, означающих радость, как у эскимосов слов, означающих снег.
Симха - это глубокая, перманентная радость.

Известная песня "мицва гдоля лехиет бесимха, лехиет бесимха тамид" (большая заповедь жить радостно, жить в радости всегда) - как оказывается, не только поэзия, но ещё и халаха - еврейский закон.

Как можно приказать радоваться? И ещё всегда? Что хочет нам этим сказать Творец?

Первое: чувство радости не приходит извне, не случается.
Мы ответственны за то, чтобы научиться вырабатывать в себе это чувство, и постоянно его обновлять.
Чувства, хоть и имеют собственное влияние, управляются мыслями и действиями.
То есть правильные мысли и действия вызывают позитивные чувства.
Мудрецы приводит простую логику: поскольку радость должна быть перманентна, она должна быть основана на чем-то перманентном.
Единственное, что есть перманентное в этом мире - это присутствие Творца с Его любовью, и законами, по которым Он построил мир, для того, чтобы могли мы в нём жить гармонично.

Поэтому для того, чтобы иметь постоянную радость, нужно научиться постоянно чувствовать любовь Творца и жить по его законам.
Основные причины, которые мешают нам радоваться

Озабоченность завтрашнем днем.
Тора говорит нам, если это финансы, то уже прошёл Рош Ха-Шана, и все, что ты должен заработать на следующий год, тебе уже определено. Волноваться становиться просто бессмысленно.

Если это дети, родители или другие люди, те или то, что я вообще не контролирую, помнить, что это Его дети и Он их тоже безумно любит.

Чувство, что мне что то не додали,и поэтому подспудная зависть, ревность, обида.
Тора говорит нам: Творец готов всегда дать тебе все, что тебе нужно.
Как правило, люди сами не додают себе любовь к себе, уважение к себе и тем самым перекрывают себе возможность получить от Творца, от мира, от людей.

Прошёл Йом Кипур и Творец простил нам все наши прегрешения.
Он - единственный праведный Судья, и поэтому мы теперь обязаны простить себя.
Дать себе любовь и уважение и тем самым радость.
И тогда мы вдруг начинаем замечать, как много у нас уже есть, и чувствовать за это благодарность.

В Йом Кипур мы возвращаемся к нашей духовной сущности и в Суккот мы продолжаем этот процесс.
Правильный смысл нахождения в сукке, говорит книга Зохар - это возвращение в Райский сад.
Не больше, и не меньше.

Когда мы собираемся в отпуск на какой-нибудь тропический остров на неделю, мы говорим себе: это мой отдых, и я не дам ничему меня потревожить.
Это установка преломляет наш взгляд на события таким образом, что то, что меня раздражало бы в повседневной жизни, мне здесь не мешает или даже рассматривается как приключение.

Через пару дней мы уезжаем на семь дней на остров, который называется Суккот.
Это не только отдых, но ещё и учёба. Задача - научиться радоваться.
Хочу дать нам всем браху: этому научиться.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской


Вернуться в Иудаизм


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron