Беседы с раввином

Беседы с раввином

Сообщение Сан Саныч 05 дек 2014, 07:58

Как бы ни важно было достичь цели, еще важнее к ней стремиться

В легендарной литовской иешиве «Слободка» были два очень разных ученика, один — вундеркинд, который все знал, а другой только начинал изучать Тору, — вспоминал рабби Меир Ходош, духовный руководитель иерусалимской иешивы «Атерет Исраэль». — Глава иешивы рав Носон Цви Финкель, Алтер из Слободки, с особым уважением относился к каждому ученику, однако с теплом и любовью он приближал к себе лишь тех, кто, по его мнению, находился на правильном пути духовного совершенства.

– Почему вы приближаете этого начинающего ученика, а не меня, хотя я знаю гораздо больше его? — пожаловался однажды вундеркинд Алтеру.

– Когда заходит солнце, еще светло, но мы считаем это время уже ночью, потому что тьма сгущается, — ответил раввин. — Когда во тьме ночи появляется первый луч света, то мы считаем это время суток уже днем и можем произносить утреннюю молитву, потому что, несмотря на тьму, свет усиливается. В духовном мире важно не положение, а направление. Духовный уровень человека определяется не тем, где он находится, а тем, куда он стремится, о чем мечтает. Как бы ни было важно знать, еще важнее стремиться к знаниям! Начинающий, но жаждущий знаний ученик заслуживает большего поощрения, чем тот, кто думает, что он уже достиг совершенства…»

«Моше удостоился большего, чем Ноах. — В начале Ноах назывался человеком праведным, но в конце, когда опьянел, — человеком земли; Моше же в начале назывался человеком из Египта, но в конце, когда вывел евреев из Египта и передал им Тору, — человеком Всевышнего» (Талмуд, Берешит Раба, 31). Тора предупреждает: как бы высоко ни взлетел человек, он все равно может упасть на землю, в нем могут проявиться самые низменные инстинкты, — пишет рав Шайнерман в книге «Охел Моше». — Рассказывая о Моше, Тора призывает никогда не отчаиваться: как бы низко ни упал человек, даже из тьмы египетской он может подняться к свету и получить Тору на горе Синай!..»

Почему, обращаясь к первому еврею Аврааму, Всевышний не сказал ему идти в Израиль, а сказал: «Иди… в землю, которую Я укажу тебе» (Берешит, 12:1)? Всевышний не указал ему землю, в которую он должен идти, чтобы наградить его за каждый шаг этого пути, пишет Раши. Если бы Всевышний сказал Аврааму идти в Израиль, то мы поду­мали бы, что заповедь состоит лишь в том, чтобы туда прийти, — объяснил рав Борух Бер Лейбович. — В действительности же заповедь состояла не столько в том, чтобы прийти, как в том, чтобы идти! Как бы ни важно было достичь цели, еще важнее к ней стремиться.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21721
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Беседы с раввином

Сообщение Сан Саныч 26 дек 2014, 19:19

Зачем дарить жене цветы?
Р-н Аарон Мосс

Вопрос: Моя жена говорит, что есть традиция дарить супруге цветы перед Шаббатом. Правда ли это, и если да, то в чем смысл? К тому же, зачем дарить срезанные цветы, которые погибнут, а не горшечные растения?

Ответ: Цветы бесполезны. Они непрактичны, временны, и это плохое вложение денег. Но именно в этом их сила. Вы покупаете их единственно по той причине, что они нравятся вашей жене. Вы делаете это только для нее.

Этим и определяется романтика - делать что-либо без пользы, просто, чтобы выразить любовь. Цветы никому не нужны, они не будут рядом всегда, но они нравятся тому, кого вы любите, поэтому вы их покупаете.

Именно поэтому наши отношения со Всевышним так романтичны. Ему ничего не нужно от нас, людей, и мы не вечны. Но Ему бесконечно приятно, когда мы делаем мицву, действие, которое Он заповедал. И мы это делаем. Не ради того, что мы за это получим, и не из-за того, что Он что-либо получит от этого, но единственно потому, что Ему это приятно.

В тот момент, когда мы делаем что-то, не имеющее смысла для нас самих, но делающее счастливым любимого нами человека, мы выходим за рамки самих себя и соединяемся с кем-то другим.

Перестаньте думать о себе и подумайте о ней. В этом сила цветов.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21721
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Беседы с раввином

Сообщение Сан Саныч 19 окт 2018, 16:25

Почему евреи качаются, когда молятся
Эдуард Блокчейн

Рабби Шимон бар Йохай в книге "Зоар" подробно отвечает на данный вопрос, сравнивая человеческую душу с пламенем зажженной свечи. Фитиль с момента своего загорания ни на сотую долю секунды не остается в покое. Пламя все время колеблется: то вспыхивает с новой силой, то мерцает, то замирает. Как считают евреи, душа человека – светильник Господень – подобна огню, поэтому на протяжении всей молитвы они не могут оставаться неподвижными.

Почему они качаются не влево и вправо, а именно вперед и назад? Ответ здесь следующий. В то время, когда человек пытается изучать великие деяния Бога и его созидания, видя в них проявление бесконечной мудрости, он возвеличивает Творца, восхваляет его. Но стоит лишь задуматься о смысле вещей, непостижимых разуму, человек тут же отшатнется, устрашится, его охватит ужас, так как он осознает, каким на самом деле он является ничтожным созданием, которое стоит перед Разумом Совершенным.

Поэтому на соприкосновение со святостью человек реагирует одновременно разнонаправлено и противоположно: он стремится стать к Творцу как можно ближе, и тут же отдаляется в трепете перед Ним. Вот почему евреи качаются, когда молятся. Когда тело человека, во время молитвы и изучения Торы, подается слегка вперед, он желает приблизиться к Богу, отшатнувшись назад, он отдаляется. Все это действительно заставляет задуматься, насколько ничтожны мы перед Творцом, перед Его величием, Его совершенным разумом.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21721
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Беседы с раввином

Сообщение Сан Саныч 25 дек 2021, 16:01

Об оборотнях в иудаизме

Изображение

В древних христианских поверьях рождественские дни наполнены разными таинственными событиями. Так, у человека, рожденного в канун Рождества, есть вероятность стать оборотнем-волком. Но Востоке издревле верили, что в мрачные зимние ночи, и особенно со дня Рождества до Богоявления (6 января), оборотни активизируются и повсюду пугают людей.

Но и древняя еврейская традиция не уступает христианской в богатстве различных мрачных картин. И у нас есть свои оборотни, причем не только в народном фольклоре. Вера в оборотней была распространена у «хасидей ашкеназ» — германских пиетистов 12-13 вв. Так, рабби Элеазар из Вормса был уверен, что Бог уже при сотворении человека предполагал его будущим оборотнем.

Воспользовавшись одним из методов толкования Писания, в соответствии с которым первым 11 буквам еврейского алфавита ставятся в соответствие последние 11 букв (т.н. «алеф-ламед бет-мем»), р.Элеазар обнаружил, что слово «образ» (целем) из Берейшит 1:27 («И сотворил Бог человека по образу Своему») соответствует слову «волк» (зеев). Таким образом, интерпретация знаменитого стиха у рабби Элеазара заиграла невиданными мощными красками: «[Господом] установлено, что образ человека может превращаться в волчий, а волчий в человеческой, что и отражено в немецком языке словом "вервольф" (волк-оборотень)».

Комментатор рабби Менахем Циони из Шпейера (14-15 вв.) ссылается на видного пиетиста Йехуду хе-Хасида (Иуду Благочестивого), жившего на рубеже 12-13 вв., и разделяет его мнение о том, что люди могут превращаться в кого-то еще, в частности, в волков: в качестве примера приводятся Ханох, который не умер, а «ходил с Богом» (Берейшит 5:24) и Элиягу, который вознесся живым на небо (Мелахим Бет 2:11). Р.Менахем приводит слова р.Йехуды, который «пишет, что Ханох и Элиягу уже имели в себе ангельскую сторону… И это истинно доказывает что возможен факт существования неких людей, которые становятся волками».

В популярнейшей книжке «Сефер хасидим», сочинение 12-13 вв., которое приписывают Иуде Благочестивому, также предполагается существование оборотней: «Однажды родился человек с зубами и хвостом. Люди сказали: «Он когда-нибудь съест людей, на что один мудрец велел: вырвите ему зубы и обрежьте хвост, чтобы тело его было как у всех людей, и он не сможет никому причинить вреда».

А р. Эфраим бен Шимшон – еврейский экзегет, живший во Франции на рубеже 12-13 вв. – утверждал, что превращающиеся в волков люди были созданы в Шестоднев исходно волками, и возвращаются в первоначальное состояние, когда напьются крови мужчины или женщины. Мало того, р.Эфраим доказывает, что оборотнем был любимый младший сын патриарха Яакова и Рахели, Биньямин. Он приводит следующие аргументы:

1. Благословение Яакова Биньямину в Берейшит 49:27 («хищный волк: утром жертву свою грызет‚ вечером разрывает добычу») следует понимать буквально: Биньямин – это в самом деле волк, который время от времени грызет людей.

2. Моше в Дварим 33:12 характеризует колено Биньямина в целом: «между плеч его покоится он». Но хорошо известно, что в момент превращения человека в волка, его лапы вылезают из плеч человека.

3. Когда Биньямин находится рядом с отцом, тот следит за ним и не дает превратиться в волка. Поэтому Йехуда умоляет Йосефа отпустить Биньямина: «нельзя ему покидать отца: отец не переживет разлуки» (Берейшит 49:22): когда Биньямин отделяется от отца, он превращается в волка, и встретившийся ему путник убьет его, на горе отцу.

4. Все же Йехуде не удалось уследить за Биньямином: в Берейшит 35:18 сказано о кончине матери Биньямина, Рахели: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони». Бенони на иврите означает «сын моей беды, мук», а Рахель – означает «овца». Р.Эфраим утверждает, что Биньямин загрыз свою мать: овцы – излюбленная добыча волков...

5. Ст. 49:27 начинается с буквы «бет» (первой буквы в имени «Биньямин», а заканчивается буквой «ламед» («шалаль» – добыча). Буквы "ламед" и "бет" вместе составляют число 32 – количество зубов у еврея. Слово же "зубы" ("шинаим") фонетически и по написанию близко слову "перемена, превращение" ("шинуй"), – и действительно, у всех людей зубы детстве выпадают и вырастают во второй раз. В таком превращении видится намек на Биньямина-оборотня. А вот хвост у оборотня никогда не исчезает, и именно поэтому был особым образом произведен Яаковом раздел земли между коленами. С одной стороны, Храм был выстроен в уделе Йехуды. С другой стороны, традиционная интерпретация второй части стиха Дварим 33:12 («[Бог] покоится между плечами Биньямина») гласит, что Бог «поселится» на территории Биньямина. Проблема решалась интерпретаторами таким образом, что Храм захватывал куски территорий и Йехуды, и Биньямина, но алтарь должен был находиться в уделе Биньямина. Однако поскольку слово «Бог» в этой фразе не присутствует, р. Эфраим утверждает, что речь идет только о самом Биньямине – точнее, о Биньямине-волке, который покоится на плечах Биньямина-человека. А на хвост волка намекает полоска земли, связывающая уделы Йехуды и Биньямина.

6) Из ст. Ваикра 6:9 («всесожжение пусть остается на месте сжигания на жертвеннике»), – а жертвенник расположен на территории Биньямина, – р. Эфраим выводит, что всесожжение, пепел жертвы должен защитить человека от оборотня.

Уже на рубеже 18-19 вв. идею Беньямина-оборотня поддержал знаменитый ученый, рабейну Хида – Хаим Йосеф Давид Азулай.

Но самое любопытное, что некоторые современные раввины в своих лекциях разделяют мысль р.Эфраима и р.Хиды о Биньямине-оборотне – в частности, ее горячо поддерживает хабадский раввин, духовный руководитель и исполнительный директор «Хабад Фламинго» в Торнхилле (шт. Онтарио) Мендель Каплан. А лектор крупнейшей библиотеки видеоуроков Торы, «Тора в любое время», вещающей на 120 стран, р. Захария Валлерштейн со всей серьезностью отнесся к умозаключениям р.Хиды и призывает слушателей к тому же.

В интереснейшее время живем.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21721
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской


Вернуться в Иудаизм


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron