Шабат

Шабат

Сообщение Сан Саныч 22 июл 2012, 22:38

Соблюдай день Шабата и храни его святым, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней трудись и делай всю работу твою, а седьмой день - Шабат, день Г-спода, Б-га твоего. Никакой работы не выполняй - ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в доме твоем, - чтобы раб твой и рабыня твоя могли отдыхать, как и ты. Помни, что рабом был ты в земле египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя рукой могучей и мышцею простертой. Поэтому и заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний.
Дварим 5:12-15
Если удержишь от (нарушения) шабат ногу свою (чтобы) не делать желаемого тобою в день Мой святой, и назовешь шабат "наслаждением", а день святой Г-спода -почитаемым, и почтишь его, (тем, что) не будешь делать твои дела, не выискивать желаемого тобою, и (не будешь) говорить (ни) слова (об этом); тогда будешь наслаждаться ты в Б-ге, и Я тебя возведу на высоты земли, и буду питать тебя наследием Яакова (Эрец Исраэль), отца твоего, ибо так сказали уста Г-спода.
Йешаягу 58:13-14

Каждую неделю, 52 раза в году Шабат напоминает нам о Сотворении мира. И как только мы заканчиваем празднование Субботы, мы начинаем путь через шесть будних дней к следующей. Это постоянный цикл, и он является основой еврейского календарного года.

Многим современным евреям праздник Субботы часто представляется трудным и недоступным для понимания.

В чем состоит эта трудность?

Во-первых, в отличие от других еврейских праздников, скажем, Песаха или Хануки, Шабат как бы не связан с историческими событиями. Во-вторых, Шабат требует, чтобы мы полностью отказались от какой бы то ни было работы. И это не набор непонятных запретов, а возможность создать у себя в доме особую, ни с чем не сравнимую праздничную атмосферу, почувствовать, что такое онег Шабат - наслаждение субботним покоем и миром в доме.

Суббота берет свое начало от двух основополагающих событий древнего еврейского опыта - от Сотворения мира и Исхода евреев из Египта.

Б-г создает мир за шесть дней. Он доводит процесс созидания до конца и создает "седьмой день" - это совершенно особый день. Он исполнен для нас особой значимости, святости, духовности, чтобы мы могли подумать о вечных и непреходящих ценностях, на что у нас, как правило, в будни не хватает времени.

Мир не полностью принадлежит нам, и поэтому мы не вольны делать в нем только то, что мы хотим. Это значит, что все сотворенное, в том числе и мы сами, и наша жизнь, не является случайностью. Жизнь земли, природа, а следовательно, и человеческая жизнь - святы и имеют вполне конкретную цель. Великий урок, который дает нам Всевышний: даже Он должен был остановиться на мгновение, чтобы оглянуться, понять и оценить то, что Он сделал.

А если мы работаем без перерыва семь дней в неделю и так 52 недели в году, день за днем - не значит ли это, что мы слишком уж самоуверенны, что этим мы как бы говорим: "Зачем мне нужно оценивать свою работу? Главное - это процесс работы". ("Думать некогда, прыгать надо"?)

В Советском Союзе нас учили, что человек реализует свой потенциал только в работе.
В 20 столетии существовали два тоталитарных режима, имевшие целью уничтожить наш народ, - фашистский и советский. Оба эти режима провозгласили, что только работа приносит свободу и что человек выражает себя только в работе. А наша святая Суббота говорит нам, что раз в неделю мы должны остановиться, как сделал это Б-г, чтобы оглянуться назад и посмотреть на плоды наших усилий, чтобы оценить то, что мы сделали. И поскольку к седьмому дню Всевышний закончил Творение, нам запрещены все виды работ, так или иначе связанные с творчеством.

Вера евреев в то, что мир был создан Б-гом, положила начало множеству важнейших мировоззренческих принципов. Поскольку мы верим в то, что наш Создатель - Б-г, мы верим и в то, что существует сотрудничество между нами и Б-гом в сотворенном Им мире. Веря в то, что Б-г - Создатель, мы верим и в то, что Он нам заповедал. А Он повелел нам работать шесть дней в неделю, продолжая Его созидательную миссию, а в седьмой день - остановиться.

Только Всемогущий Б-г мог создать мир и гармонию в природе, и только человек - Б-жественное создание - может создать мир и гармонию в своем доме, в своем обществе. Вера в Б-жественное Сотворение мира обогатила наш мир заповедями о святости человеческой жизни.

Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта. Таким образом, Суббота связана не только с Сотворением мира, но также и с Исходом из Египта, когда вывел нас Всевышний "рукою могучей и мышцею простертой". Фараон хотел превратить еврейский народ в своих вечных рабов, установить над ним свою власть. Но Творец ясно показал и евреям, и всему человечеству, что только Он имеет власть над ним. Именно это говорят евреи всему миру и самим себе, выполняя заповедь о субботе.

Время наступления субботы в разных городах.

Благословение, произносимое после зажигания свечей:
Барух Ата, Адо-Най, Эло-Эйну, Мелех Аолам, Ашер Кидшану Бемицвотав Вецивану Леадлик Нер Шель Шаббат Кодеш / Шель Йом Тов! (второй вариант - в праздники).
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17482
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Шабат

Сообщение Сан Саныч 12 окт 2012, 20:34

Шабат шалом!

Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17482
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Шабат

Сообщение Сан Саныч 12 июн 2020, 18:06

Эшет хайль

Это особая песня, которая звучит в субботний вечер в домах евреев, или как пиют, или как рассказ.
Эта песня полна внутренней силы и смысла.



Эшет хаиль - транслитерация

Эшет хайль ми йимца; верахок мипниним михра
Батах ба лев баала; вешалаль, ло йехесар
Гамальтеу тов ве ло ра, коль ямей хаея
Дарша цемер уфиштим; ветаас бехефец капея
Хайта кааниёт сохер; мимерхак тави лахма
Ватакам беод лайла, ветитен тереф левейта; вехок, ленааротея
Замема саде, ветикахеу; мипри хапея, нат`а карем
Хагра беоз мотнея; ватеамэц зроотея
Таама ки тов сахра; ве ло йихбе валейл нера
Ядея. шиля вакишор; Вехапея, тамху фалех
Капа парса леани; веядея, шилха лаэвйон
Ло тира левейта мишалег; ки холь бейта, лавуш шаним
Марвадим аста ла; сас веаргаман левуша
Нода башеарим баала; бешивто, им зикней арец
Садин аста, ватимкор; вахагор, натна лакнаани
Оз вехадар левуша; ватисхак, лейом ахарон
Пия, патха вехохма; веторат хэсед, аль-лэшона
Цофия, алихот бейта; велэхэм ацлут, ло тухаль
Каму ванея, ваяашруа; баала вайехалэла
Работ банот, асу хайль; веат алит аль-кулана
Шекер ахен, ве`эвель хайофи; иша йир`ат А-донай, хи тит`алаль
Тну-ла, мипри ядея; вийеалелуа вашаарим маасея

Эшет хайль - текст на иврите

אֵשֶׁת-חַיִל, מִי יִמְצָא; וְרָחֹק מִפְּנִינִים מִכְרָהּ
בָּטַח בָּהּ, לֵב בַּעְלָהּ; וְשָׁלָל, לֹא יֶחְסָר
גְּמָלַתְהוּ טוֹב וְלֹא רָע, כֹּל, יְמֵי חַיֶּיהָ
דָּרְשָׁה, צֶמֶר וּפִשְׁתִּים; וַתַּעַשׂ, בְּחֵפֶץ כַּפֶּיהָ
הָיְתָה, כָּאֳנִיּוֹת סוֹחֵר; מִמֶּרְחָק, תָּבִיא לַחְמָהּ
וַתָּקָם, בְּעוֹד לַיְלָה, וַתִּתֵּן טֶרֶף לְבֵיתָהּ; וְחֹק, לְנַעֲרֹתֶיהָ
זָמְמָה שָׂדֶה, וַתִּקָּחֵהוּ; מִפְּרִי כַפֶּיהָ, נָטְעָה כָּרֶם
חָגְרָה בְעוֹז מָתְנֶיהָ; וַתְּאַמֵּץ, זְרוֹעֹתֶיהָ
טָעֲמָה, כִּי טוֹב סַחְרָהּ; לֹא יִכְבֶּה בליל נֵרָהּ
יָדֶיהָ, שִׁלְּחָה בַכִּישׁוֹר; וְכַפֶּיהָ, תָּמְכוּ פָלֶךְ
כַּפָּהּ, פָּרְשָׂה לֶעָנִי; וְיָדֶיהָ, שִׁלְּחָה לָאֶבְיוֹן
לֹא תִירָא לְבֵיתָהּ מִשָּׁלֶג: כִּי כָל בֵּיתָהּ, לָבֻשׁ שָׁנִים
מַרְבַדִּים עָשְׂתָה לָּהּ; שֵׁשׁ וְאַרְגָּמָן לְבוּשָׁהּ
נוֹדָע בַּשְּׁעָרִים בַּעְלָהּ; בְּשִׁבְתּוֹ, עִם זִקְנֵי אָרֶץ
סָדִין עָשְׂתָה, וַתִּמְכֹּר; וַחֲגוֹר, נָתְנָה לַכְּנַעֲנִי
עֹז וְהָדָר לְבוּשָׁהּ; וַתִּשְׂחַק, לְיוֹם אַחֲרוֹן
פִּיהָ, פָּתְחָה בְחָכְמָה; וְתוֹרַת חֶסֶד, עַל-לְשׁוֹנָהּ
צוֹפִיָּה, הֲלִיכוֹת בֵּיתָהּ; וְלֶחֶם עַצְלוּת, לֹא תֹאכֵל
קָמוּ בָנֶיהָ, וַיְאַשְּׁרוּהָ; בַּעְלָהּ, וַיְהַלְלָהּ
רַבּוֹת בָּנוֹת, עָשׂוּ חָיִל; וְאַתְּ, עָלִית עַל-כֻּלָּנָה
שֶׁקֶר הַחֵן, וְהֶבֶל הַיֹּפִי: אִשָּׁה יִרְאַת-ה´, הִיא תִתְהַלָּל
תְּנוּ-לָהּ, מִפְּרִי יָדֶיהָ; וִיהַלְלוּהָ בַשְּׁעָרִים מַעֲשֶׂיה

Эшет хаиль - перевод на русский

(10) Кто найдет жену добродетельную? выше жемчугов цена ее.
(11) Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка.
(12) Она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
(13) Добывает она шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
(14) Она подобна купеческим кораблям и приносит хлеб свой издалека.
(15) Встает она еще ночью, раздает пищу в доме своем и урок служанкам своим.
(16) Она думает о поле и приобретает его; от плодов рук своих сажает виноградник.
(17) Туго перепоясывает чресла свои и укрепляет мышцы свои.
(18) Вкушает благоприобретения свои – не гаснет ночью светильник ее.
(19) Протягивает руки свои к прялке и длани ее держат веретено.
(20) Длань свою простирает бедному и простирает руки свои нищему.
(21) Не опасается она за семью свою при снеге, ибо вся семья ее одета в алую ткань.
(22) Она делает себе ковры, виссон и пурпур – одежда ее.
(23) Муж ее известен в городских воротах; он заседает со старейшинами страны.
(24) Она делает покровы и продает, и пояса доставляет купцам.
(25) Крепость и достоинство – одежда ее, и смеется она над грядущим днем.
(26) Уста свои открывает она с мудростью, и кротко наставление на языке ее.
(27) Она наблюдает за ходом дел в доме своем, и хлеба леностного не ест.
(28) Встают дети ее, – и восхваляют ее; муж ее также превозносит ее:
(29) "Многие дочери (жены) преуспели, но ты превзошла всех их!"
(30) Обманчива прелесть, и суетна красота: жена, боящаяся Господа, прославлена.
(31) Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее в воротах (города) деяния ее.
====================
*Мишлей (Притчи царя Соломона 31, 10-31)

Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17482
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской


Вернуться в Иудаизм


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron