Соблюдай день Шабата и храни его святым, как заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой. Шесть дней трудись и делай всю работу твою, а седьмой день - Шабат, день Г-спода, Б-га твоего. Никакой работы не выполняй - ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в доме твоем, - чтобы раб твой и рабыня твоя могли отдыхать, как и ты. Помни, что рабом был ты в земле египетской, но Г-сподь, Б-г твой, вывел тебя рукой могучей и мышцею простертой. Поэтому и заповедал тебе Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний.Дварим 5:12-15
Если удержишь от (нарушения) шабат ногу свою (чтобы) не делать желаемого тобою в день Мой святой, и назовешь шабат "наслаждением", а день святой Г-спода -почитаемым, и почтишь его, (тем, что) не будешь делать твои дела, не выискивать желаемого тобою, и (не будешь) говорить (ни) слова (об этом); тогда будешь наслаждаться ты в Б-ге, и Я тебя возведу на высоты земли, и буду питать тебя наследием Яакова (Эрец Исраэль), отца твоего, ибо так сказали уста Г-спода.Йешаягу 58:13-14
Каждую неделю, 52 раза в году Шабат напоминает нам о Сотворении мира. И как только мы заканчиваем празднование Субботы, мы начинаем путь через шесть будних дней к следующей. Это постоянный цикл, и он является основой еврейского календарного года.
Многим современным евреям праздник Субботы часто представляется трудным и недоступным для понимания.
В чем состоит эта трудность?
Во-первых, в отличие от других еврейских праздников, скажем, Песаха или Хануки, Шабат как бы не связан с историческими событиями. Во-вторых, Шабат требует, чтобы мы полностью отказались от какой бы то ни было работы. И это не набор непонятных запретов, а возможность создать у себя в доме особую, ни с чем не сравнимую праздничную атмосферу, почувствовать, что такое онег Шабат - наслаждение субботним покоем и миром в доме.
Суббота берет свое начало от двух основополагающих событий древнего еврейского опыта - от Сотворения мира и Исхода евреев из Египта.
Б-г создает мир за шесть дней. Он доводит процесс созидания до конца и создает "седьмой день" - это совершенно особый день. Он исполнен для нас особой значимости, святости, духовности, чтобы мы могли подумать о вечных и непреходящих ценностях, на что у нас, как правило, в будни не хватает времени.
Мир не полностью принадлежит нам, и поэтому мы не вольны делать в нем только то, что мы хотим. Это значит, что все сотворенное, в том числе и мы сами, и наша жизнь, не является случайностью. Жизнь земли, природа, а следовательно, и человеческая жизнь - святы и имеют вполне конкретную цель. Великий урок, который дает нам Всевышний: даже Он должен был остановиться на мгновение, чтобы оглянуться, понять и оценить то, что Он сделал.
А если мы работаем без перерыва семь дней в неделю и так 52 недели в году, день за днем - не значит ли это, что мы слишком уж самоуверенны, что этим мы как бы говорим: "Зачем мне нужно оценивать свою работу? Главное - это процесс работы". ("Думать некогда, прыгать надо"?)
В Советском Союзе нас учили, что человек реализует свой потенциал только в работе.
В 20 столетии существовали два тоталитарных режима, имевшие целью уничтожить наш народ, - фашистский и советский. Оба эти режима провозгласили, что только работа приносит свободу и что человек выражает себя только в работе. А наша святая Суббота говорит нам, что раз в неделю мы должны остановиться, как сделал это Б-г, чтобы оглянуться назад и посмотреть на плоды наших усилий, чтобы оценить то, что мы сделали. И поскольку к седьмому дню Всевышний закончил Творение, нам запрещены все виды работ, так или иначе связанные с творчеством.
Вера евреев в то, что мир был создан Б-гом, положила начало множеству важнейших мировоззренческих принципов. Поскольку мы верим в то, что наш Создатель - Б-г, мы верим и в то, что существует сотрудничество между нами и Б-гом в сотворенном Им мире. Веря в то, что Б-г - Создатель, мы верим и в то, что Он нам заповедал. А Он повелел нам работать шесть дней в неделю, продолжая Его созидательную миссию, а в седьмой день - остановиться.
Только Всемогущий Б-г мог создать мир и гармонию в природе, и только человек - Б-жественное создание - может создать мир и гармонию в своем доме, в своем обществе. Вера в Б-жественное Сотворение мира обогатила наш мир заповедями о святости человеческой жизни.
Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта. Таким образом, Суббота связана не только с Сотворением мира, но также и с Исходом из Египта, когда вывел нас Всевышний "рукою могучей и мышцею простертой". Фараон хотел превратить еврейский народ в своих вечных рабов, установить над ним свою власть. Но Творец ясно показал и евреям, и всему человечеству, что только Он имеет власть над ним. Именно это говорят евреи всему миру и самим себе, выполняя заповедь о субботе.
Многим современным евреям праздник Субботы часто представляется трудным и недоступным для понимания.
В чем состоит эта трудность?
Во-первых, в отличие от других еврейских праздников, скажем, Песаха или Хануки, Шабат как бы не связан с историческими событиями. Во-вторых, Шабат требует, чтобы мы полностью отказались от какой бы то ни было работы. И это не набор непонятных запретов, а возможность создать у себя в доме особую, ни с чем не сравнимую праздничную атмосферу, почувствовать, что такое онег Шабат - наслаждение субботним покоем и миром в доме.
Суббота берет свое начало от двух основополагающих событий древнего еврейского опыта - от Сотворения мира и Исхода евреев из Египта.
Б-г создает мир за шесть дней. Он доводит процесс созидания до конца и создает "седьмой день" - это совершенно особый день. Он исполнен для нас особой значимости, святости, духовности, чтобы мы могли подумать о вечных и непреходящих ценностях, на что у нас, как правило, в будни не хватает времени.
Мир не полностью принадлежит нам, и поэтому мы не вольны делать в нем только то, что мы хотим. Это значит, что все сотворенное, в том числе и мы сами, и наша жизнь, не является случайностью. Жизнь земли, природа, а следовательно, и человеческая жизнь - святы и имеют вполне конкретную цель. Великий урок, который дает нам Всевышний: даже Он должен был остановиться на мгновение, чтобы оглянуться, понять и оценить то, что Он сделал.
А если мы работаем без перерыва семь дней в неделю и так 52 недели в году, день за днем - не значит ли это, что мы слишком уж самоуверенны, что этим мы как бы говорим: "Зачем мне нужно оценивать свою работу? Главное - это процесс работы". ("Думать некогда, прыгать надо"?)
В Советском Союзе нас учили, что человек реализует свой потенциал только в работе.
В 20 столетии существовали два тоталитарных режима, имевшие целью уничтожить наш народ, - фашистский и советский. Оба эти режима провозгласили, что только работа приносит свободу и что человек выражает себя только в работе. А наша святая Суббота говорит нам, что раз в неделю мы должны остановиться, как сделал это Б-г, чтобы оглянуться назад и посмотреть на плоды наших усилий, чтобы оценить то, что мы сделали. И поскольку к седьмому дню Всевышний закончил Творение, нам запрещены все виды работ, так или иначе связанные с творчеством.
Вера евреев в то, что мир был создан Б-гом, положила начало множеству важнейших мировоззренческих принципов. Поскольку мы верим в то, что наш Создатель - Б-г, мы верим и в то, что существует сотрудничество между нами и Б-гом в сотворенном Им мире. Веря в то, что Б-г - Создатель, мы верим и в то, что Он нам заповедал. А Он повелел нам работать шесть дней в неделю, продолжая Его созидательную миссию, а в седьмой день - остановиться.
Только Всемогущий Б-г мог создать мир и гармонию в природе, и только человек - Б-жественное создание - может создать мир и гармонию в своем доме, в своем обществе. Вера в Б-жественное Сотворение мира обогатила наш мир заповедями о святости человеческой жизни.
Шаббат был дарован еврейскому народу в пустыне после выхода из Египта. Таким образом, Суббота связана не только с Сотворением мира, но также и с Исходом из Египта, когда вывел нас Всевышний "рукою могучей и мышцею простертой". Фараон хотел превратить еврейский народ в своих вечных рабов, установить над ним свою власть. Но Творец ясно показал и евреям, и всему человечеству, что только Он имеет власть над ним. Именно это говорят евреи всему миру и самим себе, выполняя заповедь о субботе.