Тора и психология

Тора и психология

Сообщение Сан Саныч 12 апр 2012, 07:23

Закрытые двери между нами и Творцом. Как их открыть?

Не Б-г уходит от нас, а мы прячемся от Него за закрытыми дверьми.
Посмотрим, какова природа этих дверей. Где и в какой области мы строим между Ним и собой экраны?
Всего таких уровней пять, и на каждом из них может быть возведено множество дверей:
1. вера
2. интеллект
3. эмоции
4. практические действия, поступки
5. духовный уровень.

Посмотрим, что нужно сделать, чтобы приоткрыть двери-экраны всех этих уровней.

Как человек может спрятаться от Всевышнего?

1. Начинаем с веры. Никаких тут сложностей нет. Каждый может дать определение веры: это такое отношение к явлению, факту или утверждению, когда их истинность (правильность, полезность, подлинность) принимается без критики, что называется, доверительно (опять тот же корень "вера"), без вопросов и сомнений. Мироощущение, которому предстоит перерасти в мировоззрение, формируется у ребенка в самом раннем возрасте. У маленьких детей, как правило, начисто отсутствует критическое мышление. Все ими принимается на веру. Слово родителей или учителей – для них закон. Так в семьях атеистов детям внушаются идеи атеизма. Именно так: атеизм внушается, а не принимается как осознанный акт действия рационального начала. Большинство атеистов просто-напросто с детства верят в то, что Б-га нет.

Понятно, что определенные идеи можно внушить и взрослым людям. Взрослые тоже могут многое принять за чистую монету – в том числе мысль о неуправляемом мире, который возник сам по себе или вообще живет без начала и конца. Но, как правило, истоки неверия в любую идею о Б-ге надо искать в наивной и некритической вере, берущей начало с дошкольного воспитания.

За верой легко спрятаться. Неверие во Всевышнего в этом плане ничем не отличается от других экранов, которые мы возводим между собой и Им.

2. Вторая преграда – интеллект. С интеллектом сложней, чем с верой. Он противоположен ей по своей природе. Для простоты предположим, что под интеллектом понимается способность человека к восприятию логических доводов. Но в том-то и дело, что главным тут является не наше отношение к логике, а система аксиом – то, о чем мы только что говорили. Человек об этом часто забывает, он склонен думать, будто придерживается вполне объективной точки зрения, основанной на надежных выводах и критериях, забывая спросить, откуда взялись те краеугольные камни, на которых возведено все здание.

Возьмем для примера ученого, всю жизнь проработавшего в области марксистско-ленинской, скажем, философии, или какой-нибудь алхимии. Наука как наука, не хуже остальных. Он годы отдал этой науке, кончил университет, аспирантуру, докторантуру, написал кучу серьезных книг, создал собственную школу, председательствовал на десятках конференций, признан многими академиями и королевскими обществами, его имя печатается в самых роскошных энциклопедиях, – одним словом, всеобщее признание. Да и на самом деле он является серьезным ученым – никого не обманывает, прекрасно владеет всеми приемами научного анализа, тонкий логик и аналитик. Все хорошо – и вдруг в конце жизни он узнает, что все, чем занимался, – блеф и обман публики. Все дело в аксиоматике!! Оказалось, что основные положения его науки (алхимия, марксизм-ленинизм и пр.) в корне неверны.

Такова первая проблема интеллекта. В гуманитарной области мы с ней встречаемся, например, когда нам говорят об "интеллектуалах". Вы заметили, у "интеллектуалов" по всем вопросам современности своя, особая точка зрения? Неважно, кто дал им такое название и что интеллектуального вносят они в культуру своим противостоянием общественному мнению, которое само подчас бросается из крайности в крайность. Главное, что в слове "интеллектуализм" используется понятие "интеллект", то, что связано с работой ума.

Считается, что обладатель мозгов должен по-особому, критически относиться ко всему, что все остальное общество склонно принять на веру. И они на самом деле "работают" честными критиками и "санитарами" общественных идей. Но забывается, откуда они берут свои основные положения, на которых строят "конструктивную критику". Что в ней от интеллекта, а что от простой незамутненной веры?

Итак, первая проблема интеллекта – внушаемость. Вторая проблема связана с тем, что по своей природе человек – существо не столько интеллектуальное, сколько эмоциональное. Интеллект часто уступает эмоциям и привычкам. Разум воспринимает доводы, но человек не руководствуется положениями, рекомендованными разумом. Пример: мы можем доказать курильщику, что каждый раз, когда он сует в рот горящую сигарету, им совершается акт медленного самоубийства. Он с нами согласится, разволнуется – и от волнения пойдет курить...

Человек строит психологическую защиту. Он защищается от угрозы. Бросить курить труднее, чем убедить себя в том, что все не так уж и страшно, – мол, когда еще я начну болеть; к тому времени я, конечно же, преодолею себя и брошу курить... Человек защищается от угрозы тем, что перестает ее воспринимать. Так работает не разум, а наше восприятие мира через привычки и эмоции. Если то, что вы мне говорите, угрожает моему здоровью, а я очень дорожу своим здоровьем, то мне надо перестать вас слушать.

Мой внутренний голос, голос разума, говорит: не обманывай себя, ты же видишь, что они правы. Что я отвечаю своему внутреннему голосу? "Замолчи, никто мне ничего не доказывает!" Человек не хочет жить с болью. Вот и делает так, чтобы не ощущать боль, –ничего не слышит. Внутренняя защита говорит, выступая против голоса разума: не ходи, не слушай, иначе будет больно, иначе попадешь в состояние дискомфорта. Для некоторых этого аргумента достаточно. Для других надо возвести вторую линию защиты: не пойду слушать вашу лекцию о вреде курения не потому, что делаю вид, будто такой проблемы не существует, а потому, что нет времени. Извините, занят...

3. Эмоции. Часто мир эмоций влияет на людей намного сильнее, чем мир интеллекта. Если человек чувствует присутствие Создателя, то он начинает верить в Него, даже не обращаясь за помощью к разуму.

Но как можно закрыться от Всевышнего за ширмой эмоций?

Допустим, перед нами – картина представлений о Вселенной, в которой нет места Б-гу. Давайте посмотрим, что переживает атеист в созданном им мире без Б-га. Итак, возьмем на себя его роль и выйдем в чистое поле, чтобы посмотреть на звездное небо его глазами. Звезды – раскаленные тела немыслимых размеров, удаленные от нас и друг от друга на поражающее разум расстояние. Его нельзя представить и даже выразить словами, недаром ученые для выражения линейных размеров пользуются не пространственными, а временными единицами – световыми годами и тысячелетиями: от нас до ближайшей звезды свет летит столько-то лет, а до далеких галактик – столько-то миллионов лет; и в таком "временном" измерении явно присутствует наше изумление перед величием всей картины: мы видим галактики не такими, какие они сейчас, а такими, какими они были в далеком прошлом...

Вот мы стоим, маленькие ничтожные существа, затерянные в пустом пространстве и времени, случайно появившиеся на случайной пылинке по названию Земля. И никого, кроме нас, в этом гигантском и пустынном мире нет. Как мы себя чувствуем? Что ощущаем, представ перед безбрежностью космоса? Обычный ответ: чувство одиночества и оставленности.

Ничего удивительного, нормальный человек с цельной, неизмотанной психикой должен испытывать, оставшись наедине со звездами, страх, одиночество, беспомощность, бессмысленность и безнадежность. Ему действительно кажется, что его кто-то оставил, предал, бросил. Он понимает, что никто его не бросал, ибо, как он считает, в мире нет Творца, но от этого чувства ему не уйти.

Как он спасается от этих страхов, угрожающих ему разрушением? Часто созданием защитной реакции: чтобы преодолеть собственную беспомощность, он объявляет себя покорителем вселенной, тем, кто может преодолеть все препятствия, завоевать галактику, подчинить себе не только природу Земли, но и освоить Вселенную, навязав свою волю победителя пространству и времени. Он делает себя богом – что вообще-то неудивительно, поскольку Б-га-то он как раз и выкинул из своей картины мира.

Человек боится внутренней пустоты. Поэтому начинает заполнять ее "нереальностью" – например, верой в свои будущие победы. Он сочиняет. Так работает сознание атеиста, которое, по существу, насквозь религиозно.

4. Уровень действий. Единственное спасение человек находит в работе, труде, действиях, которые позволяют ему спрятаться за ними, придумав локальную цель и объяснив смысл своего существования. Многие психологические школы объявляют поиск смысла жизни главным стержнем человеческого бытия. Пока такой смысл осознается человеком – он жив. Как только смысл исчезает – пропадает воля к жизни, и человек умирает. В любой деятельности людей можно увидеть попытки найти смысл и самооправдание.

Интересно, что деятельность людей не только ориентирована (на поиски смысла), она еще влияет на все уровни, о которых мы только что говорили. Действия, совершаемые нами, оказывают влияние на формирование веры и на сам интеллект, они окрашены в глубокие цвета эмоционального переживания и толкают нас на новые поступки.
Если интеллект работает на уровне сознания, то поступок работает и на уровне подсознания. Можно все продумать, представить в виде мысленной картины и даже пережить заранее то, что случится. Но как только это происходит, как только мы впрямую втягиваемся в совершение поступка, сразу же происходит переоценка или более глубокое понимание вкупе с переживанием.

Только действие обучает человека полностью. Без практики нет усвоения и понимания. Кстати, на этом построена вся система воспитания и образования в иудаизме. Понять смысл заповедей может только тот, кто их ежедневно исполняет. Причем исполняет не как упражнение для лучшего усвоения теории, а как жизненную необходимость.

Евреи считают, что действия, совершаемые любым человеком в физическом мире, удаляют его от Создателя или приближают к Нему. Строго говоря, эта фраза не совсем понятна, если ее не объяснить. Действие совершается в физическом мире. Создатель проявляется в мире духовном. Как одно влияет на другое? Нельзя же сказать приятелю: подставляй руки, я тебе сейчас подкину идею, – он тут же начнет искать фигуральный контекст. Объяснение: правильно, существуют два мира – физический и духовный. В физическом есть время и пространство. А что можно сказать о духовном мире? Там нет ни пространства, ни времени. Не в том смысле, что они там другие, а в том, что там вообще нет таких категорий.

Впрочем, поискать параллели можно. Если в физическом мире под пространством мы понимаем некое поле отношений между предметами (рядом, далеко, близко), то такие же отношения мы можем ввести и для идей (симпатия ближе к любви, чем к ненависти). То, что в физическом мире является приближением, в мире духовном является уподоблением.

Уподобление, или похожесть, мы видим вокруг себя на каждом шагу. Профсоюзный комитет и работодатель ведут долгие переговоры, отстаивая свои интересы. Наконец, по ходу этих переговоров обе стороны начинают проявлять взаимную гибкость, все более склоняясь к компромиссу. Пока, наконец, не подписывают соглашение, которое выражает их общее мнение. Только теперь рабочие и служащие приступают к работе.

Действие, совершаемое человеком, обитающим в материальной среде, или идет вразрез с целью, внесенной в мир его Создателем, или служит этой цели. В результате, они или удаляют человека от его Творца, или приближают к Нему, поскольку, выполняя Его "желание", человек уподобляется Творцу.

В кратком изложении устройство механизма, лежащего в основе отношений человека и его Творца, выглядит так. Творец как бы говорит: если ты делаешь то, что Я "хочу", чтобы ты сделал (ради чего ты и создан Мною), то ты приближаешься ко Мне, становишься все более подобным Мне; но если ты поступаешь вопреки Моему "желанию", то ты удаляешься. Я тебя предупредил, а теперь поступай, как хочешь...

В этом проявляется еще одно отмечаемое нами качество Всевышнего – полное Его бескорыстие: Он ничего не берет (поскольку Ему ничего не нужно). Он только дает.
Чтобы продемонстрировать механизм этого качества, представим себе два случая, когда один человек устраивает другого на работу. В первом случае он помогает приятелю связаться с другим своим знакомым, который как-то обмолвился, что ему требуется хороший работник в такой-то области. Получается, что наш доброхот помог и тому, кто искал работника, и тому, кто искал работу. Своей личной выгоды он не преследовал, ему хорошо от того, что он помог двум людям. Во втором случае все происходит так же, но с маленьким отличием: теперь они оба мне должны! И как-нибудь при случае отплатят добром; собственно говоря, для этого я все и затеял...

Чисто риторический вопрос: в каком из этих двух эпизодов он чувствует себя лучше?

Все знают, что альтруизм приятнее расчетливости. В "атеистическом", случайном мире нам предлагаются, под видом главных, две биологические цели – выживание и размножение. Очевидно, что в первом случае хорошо двум участникам эпизода, во втором – всем трем участникам. Но посмотрите на наш пример глазами того, кто живет в мире, где есть Б-г. Все, что Создатель дает Своим созданиям, Он дает из чистого альтруизма, ибо у Него все есть и Ему ничего не надо. Поэтому, давая бескорыстно, мы уподобляемся Создателю. Но уподобление в духовных мирах – это приближение. Приближение же к источнику счастья дает человеку положительное ощущение.

5. Духовный уровень. Посмотрим, каким способом человек способен использовать свою духовность, чтобы, используя ее, закрыться от своего Творца. Есть несколько способов. Первый, самый простой – отказать миру в духовности. Объявить, что мораль и этика создаются самими людьми, обществом, что они выполняют только утилитарные функции, позволяя обществу выжить, самосохраниться. Проще говоря – что нет ничего святого, какой бы смысл мы ни вносили в понятие святости. Таким путем шли французские "энциклопедисты", а за ними все их ученики.

Более простые люди, не обремененные желанием под все подводить научную базу (с единственной целью оправдать свои поступки), понимают, что миром, кроме физических законов, управляют законы, которые носят явно духовный характер, в частности законы морали. Одно дело – закон тяготения, и другое – правило, согласно которому все, что ты сделал людям, рано или поздно будет сделано тебе.

Нарушение моральных законов чревато не менее печальными последствиями, чем небрежное отношение к законам физического плана. Но как ведет себя человек? Падая с окна, он не кричит Всевышнему: зачем Ты мне это сделал? Он знает, что падение – это всего лишь следствие того, что он ходил без страховки по карнизу. Резь в желудке у ребенка пяти лет – не наказание за то, что он в отсутствии мамы опорожнил трехлитровую банку варенья, а простое следствие совершенного им гастрономического акта. Наказание произойдет, когда мама вернется, а пока это только следствие.

То же самое происходит в случае нашего нарушения моральных законов. Мы получаем последствия, но отнюдь не наказание. Примерами следствий подобного рода могут служить такие очевидные явления, как духовное разложение общества, наблюдаемое в самые различные эпохи развития мировой цивилизации (Древний Рим, СССР и пр.). Тора говорит нам: есть и у беззаконий своя мера, превышение которой грозит катастрофой (примеры: Сдом и Амора. Страна Кенаана, Египет во время Десяти казней).

Увидеть связь между поступком и следствием очень трудно, особенно если поступок совершается не столько в сфере физических взаимодействий, а в области этики и морали. Но такая связь существует, ее только надо научиться обнаруживать. Лучший учитель в этой области, как всегда, – наш опыт, то, что мы называем практикой жизни.

Дело в том, что любое действие в плоскости морали обладает одним крайне выразительным свойством: оно рано или поздно "возвращается" к тому, кто его совершил. Возвращение эффекта не обязательно трактовать, как совершение с тобой такого же действия, что сделано тобою, – действие может быть и другим, но его эффект будет абсолютно таким же.

То же самое происходит и с чисто духовными законами. Нарушение евреем святости субботы не может не вести к неприятным последствиям, хотя поначалу нам мешает наша нечувствительность к проявлениям духовного мира, в результате чего мы не всегда замечаем эти последствия. Но чувство духовности можно развить. При этом человек способен достичь таких высот, о которых атеисты даже не догадываются.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Тора и психология

Сообщение Lilah 13 апр 2012, 01:02

Сан Саныч писал(а):с детства верят
Вот! Верят! И опять это вопрос веры, а не чего-либо другого.
Делай, что должен, и свершится, чему суждено (с) Марк Аврелий.
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14278
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Тора и психология

Сообщение Сан Саныч 15 апр 2012, 23:10

Страхи, которых мы боимся

Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.

Посмотрим, как можно открыть двери, о которых говорилось ранее, на уровне эмоций. Есть хороший совет, данный нашими мудрецами: если хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции. В этой фразе сконцентрирован целый ряд известных высказываний мудрецов на тему приближения к Б-гу. Впрочем, с подобным советом, но уже в редактуре психологов, многие из нас знакомы: хочешь хорошо жить (или что-то вроде этого, например, не иметь психических расстройств) – убери отрицательные эмоции. В том смысле, что, чем меньше ты их будешь испытывать, тем здоровее будешь.

Но очень часто такой совет понимается как предложение не избавиться от причин, в силу которых человек испытывает отрицательные эмоции, а загнать их внутрь – просто не переживать их, не чувствовать. Временно такое терапевтическое средство помогает, но рано или поздно болезнь обязательно обнаружится снова, причем в еще более сильной степени, потому что время для ее лечения было упущено. Поэтому хорошо бы убрать сами причины, приводящие наш дух в угнетенное, болезненное состояние.

Для начала составим полный (по возможности) список того, что люди считают отрицательными, негативными эмоциями. Обычно люди называют гнев, жадность, зависть, тоску, страх, уныние, гордыню, раздражение, одиночество, потерянность и пр. и пр.

Заметим, что главным корнем любой негативной эмоции является неудовлетворенность. Человек не удовлетворен чем-то таким, от чего он ждал большего. И поэтому он расстраивается (или негодует, или уходит в печаль и меланхолию). Неудовлетворенность в свою очередь произрастает из нехватки. В свою очередь, нехватка произрастает из неполноты и незавершенности. Чем больше у меня не хватает, тем больше вероятность, что однажды у меня появится желание эту нехватку восполнить и то, чего не хватает, попытаться достичь.

Важно понять, что нехватка присутствует лишь в некоторой конечной области. Дополнить можно только то, что поддается исчислению. Что касается бесконечного, то оно не обладает такой характеристикой как неполнота.

Итак, не хватает только тому, кто живет в конечной и ограниченной области. Причем переживания человека концентрируют его внимание исключительно на нехватке. Но Создатель, по определению, бесконечен. Поэтому, поскольку негативные эмоции человека связаны с его ощущением нехватки чего-то ограниченного, то они закрывают от него присутствие Бесконечного. В этом и состоит совет мудрецов: убери отрицательную эмоцию, убери нехватку. Остается только подумать, каким образом.

Но прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрим, что такое положительные эмоции. Одна из самых распространенных эмоций такого рода – чувство гармонии. Большинство людей согласно с тем, что способность ощущать прекрасное – одно из самых желанных качеств человека. Красота спасает мир. Эстетика не менее важна, чем функциональность, а подчас и важнее ее. Мы многое отдаем за красоту, расплачиваясь иногда жизненно важными вещами. Искусство и литература почти целиком стоят на эстетике. Короче говоря, восторг перед красотой – очень сильная и, вне всякого сомнения, позитивная эмоция.

А теперь обратимся к нашему примеру. Вид бескрайнего звездного неба. Вы стоите на берегу моря вдали от города. Ночь, звезды, красота необыкновенная... Погодите, но совсем недавно мы говорили, что у нормального человека, лишенного веры в Творца, картина звезд должна вызывать, по определению, чувство прострации и страха: он одинок и затерян в жутком, грандиозном, безжалостном, безличном мире. Он – один в великой пустоте. Да, так мы сказали, и с атим трудно не согласиться. Но в том-то и дело, что наяву мы почему-то все как один испытываем совсем другое чувство, а именно – ощущение восторга и пьянящей радости: ух, даже дух захватывает, настолько красиво!

Это уже придя домой, хладнокровно проанализировав свою ситуацию случайного существования, мы замираем от ужаса, подобного страху смерти. Но наедине со звездами? Ничего подобного. Смотрите, насколько прекрасен наш мир!

Что происходит? Ничего необычного – меня поразила красота. Но помилуйте, какая красота, если в ней нет ничего полезного! Зачем человеку надо испытывать чувство красоты? По всем законам теории эволюции в закреплении этого чувства нет ничего полезного для продолжения человеческого рода – ни с биологической, ни с социологической точек зрения. Трудно представить, что в первобытных племенах каким-то особым образом воздавали по заслугам тем, кто имел более утонченную способность видеть красоту и стремиться к прекрасному, что такие люди получали преимущество перед остальными продуктивными членами племени и закрепляли свое преимущество в большем числе потомков.

Утилитарные соображения подсказывают, что человек должен испытывать глубокое чувство красоты перед тарелкой вареного мяса, а не при виде звездного неба. При чем здесь красивый вид и звездные дали?

Оказывается, так работает в нас ощущение единства с природой. Я в ней растворен, я – один из элементов этого мира, я поглощен потоком жизни и испытываю чувство единства со всем, из чего мир сделан. Обратите внимание, красота, явление внешнее, являетсяся по существу чувством сопричастности (оно же – ощущение гармонии), которое всегда проявляется внутренним образом. Мое восприятие внешней красоты основано на моем внутреннем, глубинном, лежащем в самой основе моего существа свойстве.

Но что лежит в основе человека? Душа. Мы так и говорим, когда хотим выразить свой восторг перед красотой: душа обрадовалась, душа запела, во мне душа обновилась... И это не просто словесные замены. Здесь скрыто самое простое правило уподобления. Если между объектом и субъектом нет ничего общего, то между ними не может быть никаких контактов. Раз я реагирую на объект, значит, нечто, подобное ему, уже имеется в моем представлении. Звездное небо поражает меня своей бесконечностью.

Что же бесконечно во мне "резонирует" при такой картине? Душа. Кстати, это и есть определение человеческой души. Часть Бесконечного Создателя – в конечном и ограниченном человеке.

Чувство прекрасного и есть "резонанс" двух бесконечностей – моей внутренней и природной внешней. Вселенная воспринимается душой. Впрочем, не одна вселенная. Даже в маленьком, но красивом цветке содержится вся бесконечность мира. Вся картина мира – как голография, при которой в каждой ее части можно найти все, что представимо в целом. Да и в обычном кусочке зеркала находится все – надо только уметь туда заглянуть.

Но наш пример с положительными эмоциями – не более чем введение в тему относительно того, как научиться убирать негативные ощущения, не только отравляющие мир человеку, но, как оказывается, и отдаляющие его от Создателя.

Рассмотрим несколько моделей того, как человек представляет себе мир, в котором живет. На вопрос – существует ли Б-г? – эти модели отвечают по-разному:

1. Б-га, безусловно, нет. (Атеизм.)
2. Б-г, безусловно, есть.
3. Может, Б-г есть, а может. Его нет. (Мнение агностика)
4. Б-г был; возможно, даже и есть. Но Он "ушел", покинув Свое Творение и оставив нас наедине с пустотой мира.
5. Богов на самом деле много, о каком из них вы говорите?

Не будем рассматривать все модели. Относительно 5-й, самой примитивной, можно сказать, что с ней "покончил" еще Авраам Авину. Что касается 3-й модели и 4-й, то они "не работают" на двух уровнях – эмоций и действий. Действительно, позиция агностика "работает" только на интеллектуальном уровне.

Агностицизм беспомощен в области эмоций и практических действий. Почему? Да потому что честный агностик, признающий, что не знает, есть ли Б-г или нету, не знает, как себя вести! Ведь он – и атеист, и верующий человек одновременно. Но такое раздвоение часто невозможно! Поэтому таких людей практически нет. Или же они вынуждены вести себя двусмысленно: когда им выгодно – Б-г существует, когда не выгодно – Б-г куда-то пропадает.

Честный агностик загнан в тупик. Если случится так, что две противоположные эмоции накладываются одна на другую, то может произойти локальная катастрофа – фрустрация, при которой человек чувствует подавленность, своего рода паралич чувств. У интеллигентного человека все выражается в сомнениях, но и они не приводят к оздоровлению психического состояния.

Еще хуже с теми, кто, понимая, что мир был однажды сотворен, думают, что Творец удалился. Убийственное чувство одиночества – это лучшее, во что они могут погрузиться без большой надежды когда-то выбраться на твердую почву.

Рассмотримь две модели картины мира: атеистическую и ту, что предлагается иудаизмом. Агностики и скептики занимают "колеблющуюся" позицию между ними.

Повторяем задачу: мы хотим научиться убирать отрицательные эмоции, причем рассматриваем два разных подхода к миру – атеистический и тот, что основан на вере. Убирать их совсем – а не загонять внутрь, как часто делает "косметическая психиатрия".

Первый этап – определение "самих" негативных эмоций, ибо, оказывается, эмоции не всегда одинаковы – есть среди них первичные, основные, а есть производные от основных, или вторичные. Например, у некоторых людей чувство жадности (не его проявление, предстающее в виде отказа дать деньги кому-то другому) проявляется как следствие страха потерять деньги. А сам страх потерять деньги базируется, возможно, на более глубинном страхе – потерять независимость. Примеров много, так что попытаемся выписать базисные отрицательные эмоции.

Сначала заметим, что все первичные отрицательные переживания, т.е. такие, которые нельзя "вывести" из других переживаний или свести к ним, имеют природу страха. Дать определение страха как такового необычайно трудно, но все прекрасно понимают, о чем мы говорим. Выпишем все первичные страхи в виде списка:

1. страх смерти
2. страх провала
3. страх отверженности, он же страх критики
4. страх перед неизвестностью, в которой всегда видится угроза
5. страх потери контроля
6. страх одиночества
7. страх потери смысла
8. страх страданий, боли и мучений.

Простой анализ показывает, что все страхи нашего списка можно свести к страху потери. Страх смерти – это страх потери жизни. Страх неизвестности – страх потери информации (или страх потери возможности приобрести информацию). И т.д. У человека что-то есть или что-то может быть – и он это боится потерять.

Но даже сведя все страхи к одному – к страху утраты, будем тем не менее работать не с этим "фундаментальным" чувством, а с его частными проявлениями: для нас важно, что мы боимся потерять. От этого что зависит, как нам преодолеть страх этой потери.

Понятно, что страхи любой природы можно подавлять. Загнать их внутрь и делать вид, что они не существуют. Но, как известно, навечно загнать их вряд ли удастся. Они все равно когда-то проявятся, так что мы рискуем только упустить время, пока они не превратились в трудноизлечимые фобии. Природа страха такова, что он накапливается, умеет перерождаться – но не пропадать, если его причина не прошла и угроза все еще реальна. В результате подавления страха возникают неврозы, которые могут кончиться самым печальным образом – вплоть до полного самоуничтожения.

Зачем в таком случае в нас "встроен" механизм подавления страхов? Какая польза от нашего умения загонять чувство страха глубоко внутрь? Очевидная польза: так мы выживаем в критических ситуациях. Иногда нет времени лечить психику, выкорчевывая причины страха. Надо срочно что-то делать. Вот тут и приходит нам на помощь умение временно делать вид, будто ни страха, ни его причины не существует.

Но после того, как мы выходим из боя, чтобы залечить раны и подсчитать потери, надо приступать к серьезному выздоровлению. От страхов надо избавляться! Как – вот в чем вопрос.

Одним из самых действенных приемов является прием "добычи информации". Судите сами, если страх, в конечном счете, связан с нашим желанием не терять, то информация о том, что потери в конкретном случае не будет, снимает все проблемы.

Итак, вы постоянно помните, чем мы заняты. Рассматривая две модели, два взгляда на устройство мира – атеистический подход и взгляд Торы, мы смотрим, как человек может излечить себя от вышеперечисленных страхов, поскольку так посоветовали нам мудрецы: излечись от негативных чувств – и это поможет тебе приблизиться к Творцу. В модели, построенной атеизмом, ни о каком приближении к Творцу говорить, вроде, не приходится, но даже и в этой модели человек стремится избавиться от негативных эмоций, поскольку они мешают ему жить.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Тора и психология

Сообщение Сан Саныч 04 июн 2012, 17:59

Эксперимент Стэнли Милгрэма с пытками электричеством

Эксперимент неофициально назвали "тест Эйхмана". Берется стандартный обыватель. Ему дается пульт. Перед ним сажается актер (испытуемый, естественно, не знает, что это актер). К актеру подведены электроды. Затем руководитель задает актеру вопросы, а испытуемый в случае неправильных ответов должен бить актера током. Причем с каждым неправильным ответом испытуемый должен наращивать силу тока (на пульте подписаны соответствующие кнопочки). Подделка выполнена на очень высоком уровне (прибор выглядит как настоящий, а для демонстрации самому испытуемому предварительно наносят один несильный, но настоящий удар).

Актер постепенно изображает беспокойство, потом мучения, потом орет якобы от боли, жалуется на сердце и просит отпустить его, а под конец "теряет сознание" или даже "умирает". Если испытуемый начинает сомневаться, руководитель говорит ему по очереди: "пожалуйста продолжайте", "эксперимент требует, чтобы вы продолжили", "абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили" и, наконец, "у вас нет выбора, вы должны продолжить". В некоторых случаях руководитель заявлял, что берет на себя ответственность за последствия для актера. Если и после последней фразы испытуемый отказался продолжать пытку, эксперимент останавливали.

Важно: исптытуемому никогда не угрожали. Напротив, "снимали ответственность".

Так вот. Когда тест проводили впервые, из сорока подопытных двадцать шесть(!) продолжали до конца, даже после "потери сознания". Интересно, что перед экспериментом Милгрэм опросил практикующих психиатров, и те сошлись во мнении, что до конца дойдет меньше процента испытумеых. Никто и помыслить не мог, что до конца пойдет две трети.

Когда результаты опубликовали в Psychology Today, они произвели эффект разорвавшейся бомбы. Результаты ставили под сомнение (были, в частности, утверждения, что выборка нерепрезентативна), но впоследствии эксперимент неоднократно повторяли (с некоторыми вариациями) в США, Голландии, Германии, Иордании и кое-где еще. Во всех случаях доля испытуемых, доведших дело до конца, составляла 60-65 %. Она падала только, если в эксперимент вносились существенные корректировки (например, когда руководитель командовал парадом по телефону).

Этот эксперимент хорошо объясняет, как нацистам удалось превратить немецкий народ в народ палачей: «Фюрер думает за вас!»
Недаром Гитлер говорил: «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью». И ещё: «Совесть — выдумка евреев».

А как же насчет той трети испытуемых, которые отказались стать убийцами?
Что помогло им остаться людьми?
Ответ прост: Тора.
Это были верующие люди, большинство из них - евреи.
Они говорили: «Господь, Бог мой дал мне заповедь - не убивай. И эта заповедь важнее всех ваших приказов и научных экспериментов».
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Тора и психология

Сообщение Сан Саныч 05 июн 2012, 14:59

Преодоление страхов. Страх смерти.
Как избавиться от страха смерти?

Прежде чем говорить о том, что сообщает нам еврейская традиция, посмотрим, каково мнение современной науки. Издавна известно такое явление, как гипноз. Раньше в нем видели что-то мистическое и потустороннее, но теперь это - хорошо проверенное средство диагностирования, лечения и психологической профилактики.

Природа гипноза еще не во всем ясна, но основные его свойства известны. Одно из таких свойств: ограниченность применения. Ведь чем является гипноз в представлении обывателя? Это такой способ влияния на психику человека, когда последний как бы теряет способность к самоконтролю и полностью попадает под влияние того, кто его загипнотизировал ("усыпил"). Так вот, ни под каким гипнозом нельзя заставить человека сделать вещи, которые он считает аморальными и не делает в обычном состоянии.

Гипноз помогает концентрироваться, мобилизовать свои внутренние ресурсы, которые в обычном состоянии, как правило, остаются невостребованными, он улучшает память, открывает доступ к подсознанию. Человек под гипнозом может вспомнить детали эпизода, о котором он давно забыл. Под гипнозом можно "вернуться" в далекое детство – по крайней мере, существуют методики, которые помогают вызвать в памяти картины самых ранних дней нашей жизни.

Ученые медики давно используют такие методики для лечения ранних психологических травм. Для излечения нужно убрать причину, приведшую к такой реакции, но не саму реакцию защиты, иначе одно из двух: или лечение закончится безрезультатно, или на месте вытесненного бреда возникнет другой. Но в случае "воспоминаний прошлых жизней" клиническая картина прямо противоположна.

Вспоминая, т.е. работая над травмами в прошлой жизни, человек избавляется от следствий этих травм в этой жизни. Происходит точно так же, как если бы он вспомнил давнюю детскую травму и тем самым от нее излечился...

Но иногда человек, погруженный в гипнотический транс, начинает "вспоминать" картины столь отдаленного прошлого, что его уже нельзя назвать детством. Перед глазами внутренней памяти оживают эпизоды чьей-то чужой, давно прожитой жизни. Никакое объяснение, кроме перерождения душ, тут не подходит.

Конечно, можно смотреть на это явление, как на бред. Но беда в том, что от бреда нельзя излечиться пересказыванием самого бреда, ибо он – своего рода защитная реакция нашей психики на определенные разрушительные воздействия.

Была еще одна гипотеза, утверждающая, что мы имеем дело с генной памятью, когда некоторые картины "фиксируются" обычной памятью, а затем на генном уровне передаются потомкам. Но в том-то и дело, что часто перед погруженным в специальный гипноз человеком возникают картины, заканчивающиеся смертью "наблюдателя". Эпизод с фатальным исходом не может быть передан потомкам, а особенно такой эпизод, когда не было никаких свидетелей. Поэтому остается предположить: перед нами свидетельство бессмертия души.

Когда-нибудь наука продвинется глубже в понимании странных воспоминаний, хранящихся в таинственных отделах нашей памяти, – ученые все еще заняты сбором подобных случаев. На сегодня их собрано уже десятки тысяч. Так или иначе, как только мы начинаем сознавать, что наша душа уже жила в прошлых воплощениях, пропадает гнетущий страх смерти. Мы видим, что ничего не забывается. А отсюда следует прямое следствие: раз ничего ие исчезает и не забывается – значит, мы за все в ответе. Значит, впереди нас ждет нечто такое, куда мы придем и где с нас будет спрошено за все наши поступки.

Вывод: человек, живущий в согласии с моделью "Б-г есть", может избавиться от страха смерти; в то время как в модели "Б-га нет" от такого страха невозможно избавиться.

Модель атеиста. Этот страх в этой модели можно только загнать глубоко внутрь и поменьше о смерти думать. Все-таки иногда этот страх прорывается наружу – например, при посещении кладбища или когда человек остается один; особенно при приближении старости, а также во время серьезных болезней и разного рода происшествий, участниками которых мы изредка бываем (аварии на дорогах и пр.). Сама модель этот страх и порождает. Человек искренне верит, что он пропадает со смертью. Жизнь ему представляется коротким мигом между двух черных провалов небытия. Опыт говорит ему, что его не было до рождения; простая экстраполяция свидетельствует, что таким же образом его не будет после смерти.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17500
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской
Вернуться к началу


Вернуться в Иудаизм


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron