30 января исполняется 110 лет со дня рождения «советского Моцарта» ИСААКА ОСИПОВИЧА ДУНАЕВСКОГО - создателя замечательной джазовой музыки, музыкальной кинокомедии, новой массовой песни, оперетты.
Исаак Осипович Дунаевский(1900 — 1955)
При видимой глянцевости своей биографии и обласканности властями, он пережил очень нелегкий период в конце 40-х начале 50-х годов.
А еще Исаак Дунаевский, вернее многие его песни, у меня часто ассоциируютcя с другим Исааком, с Левитаном, точнее, с настроением от его картины «Свежий ветер». Этот летний солнечный день, голубое небо, речной простор и свежий, вольный ветер я явственно ощущаю в музыке Дунаевского.
Он с оздал 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыку к 88 драматическим спектаклям и 42 кинофильмам, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мело-декламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений. И при этом во всех сочинениях Исаака Осиповича есть мелодия!
Ему принадлежат неувядаемые уже много десятилетий: «Как много девушек хороших», «И тот, кто с песней по жизни шагает»,«А ну ка песню нам пропой, веселый ветер», «Капитан, капитан, улыбнитесь», «Весна идет», «Ой, цветет калина», «Каким ты был, таким ты и остался», «Школьный вальс», «Не забывай», «До чего же хорошо кругом», «Летите, голуби!» и т.д., и т.д., т.д.. А ещё были: «Пепита-дьяволо», «Одесса - мой город родной» и другие песни из его прекрасных оперетт.
Он мог стать даже автором официального государственного гимна СССР с песней «Широка страна моя», но Cталин решил не допустить, чтобы под нотами гимна стояли такие фамилия, имя и отчество.
При этом, посвятив свое основное творчество советской музыкальной культуре, Дунаевский всю жизнь оставался верен своим еврейским корням. Он свободно читал и разговаривал на идише, знал наизусть многие молитвы. В 1934 году он читал поминальный «Кадиш» по умершему отцу. Дунаевский обожал творчество Шолом Алейхема, любил и знал истории из Та'наха.
**********************
Исаак Осипович Дунаевский родился 30 января 1900 года в Украине в городке Лохвица Полтавской губернии в еврейской семье. Его отец — мелкий банковский служащий Цале-Йосеф Симонович. (Цале - уменьшительная форма имени Бецалель, что на иврите означает - в тени Б-га). От двойного имени отца композитора в отчество вошло только второе, от которого и произошло - Осипович. Мать композитора — Розалия Исааковна Дунаевская играла на фортепиано и хорошо пела. Ее отец был кантором в местной синагоге, сочинял еврейские гимны, которые, как говорят, до сих пор поют в США.
Семья Исаака была музыкальной - из шестерых детей - пяти сыновей и дочери - свое будущее связали с музыкой все, кроме старшей дочери Сары (Зинаиды), выбравшей труд учителя физики.
Дядя Самуил, который был гитаристом и сочинителем песен, обладал невообразимым в Лохвице богатством – граммофоном. Именно дядя стал первым педагогом Исаака Дунаевского и научил его основам музыкальной грамоты.
С детства Исаак проявлял незаурядные музыкальные способности: в пять лет подбирал по слуху мелодии маршей, вальсов, импровизировал на домашних вечерах.
В 1910 году семья переехала в Харьков, где Исаак поступил в Харьковское музыкальное училище по классу скрипки, его педагогом был Константин Горский. Во время учебы, дабы мотивировать способного сына, отец сделал ему роскошный подарок - приобрел настоящую скрипку мастера Амати.
В 1918 году Исаак с золотой медалью окончил гимназию, а еще через год - Харьковскую консерваторию по классу композиции и скрипки.
С 1919 года работал скрипачом в оркестре, затем концертмейстером. С1920 года - композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре. Во время работы Дунаевский читал лекции о музыке и руководил армейской самодеятельностью. В том же году дебютировал как театральный композитор – по предложению дирижера театрального оркестра Синельникова он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро» и был назначен заведующим музыкальной частью театра.
Одновременно в 1919-1924 годах Исаак Дунаевский также окончил университет, выбрав юридическую специальность. А еще параллельно он был сотрудником газет, организатором музыкальных студий и кружков при воинских клубах, заведующим музыкальным отделом губернского отдела народного образования и служил секретарём-корреспондентом Наркомвнешторга УССР. Как признавался сам Исаак Осипович, тогда он променял музыку на работу секретаря и устойчивый продпаёк.
Однажды, забывшись, он начертал в углу делового письма нотный ряд и набросал простенькую музыкальную фразу, родившуюся в его голове, и отправил письмо в Москву. Ответ пришёл телеграммой: «Ответьте, что значит восемь жирных точек и пять параллельных линий в левом углу сообщения. Такой шифр Наркомвнешторгу не известен. Сообщите, что вы хотите сказать».
В 1924 году по приглашению Владимира Хенкина - знаменитого с начала 1910-х годов комика и пародиста, бывшего харьковчанина (сына кузнеца), Дунаевский переехал в Москву. В 1924-1926 годах он - музыкальный руководитель очень популярного театра «Эрмитаж». В 1926-1929 годах - Театра сатиры. Для этого театра он пишет свои первые оперетты -«Женихи» и «Ножи». В 1927 году оперетта «Женихи» была поставлена в Московском государственном театре оперетты, где имела огромный успех.
Этот спектакль стал не просто «первой ласточкой», возвестившей о приходе весны в еще не освоенный советским театром жанр. По сути, то было началом рождения советской оперетты, музыку которой Дунаевский видел через призму главной ее арии — песни. В 1929 году он написал оперетту «Туда, где льды» для Московского мюзик-холла. Всего же на счету Дунаевского - 14 оперетт.
В том же году Дунаевского пригласили работать в только что открывшийся в Ленинграде эстрадный театр "Мюзик-холл". В Северную столицу музыкант переехал с солидным багажом: Дунаевским была написана музыка к 62(!) драматическим спектаклям, к 23 эстрадным обозрениям, 6 водевилям, 2 опереттам. Композитор также много работал в области камерного творчества. Им были написаны пьесы для фортепиано, квартеты, романсы.
Благодаря ленинградскому мюзик-холлу, началось увлекательнейшее сотрудничество Дунаевского с Леонидом Утесовым. В 1933 году вместе с авторами Владимиром Массом и Николаем Эрдманом он создает для Утёсова весёлое джаз-обозрение «Музыкальный магазин» с джазовыми интерпретациями мелодий Верди, Римского-Корсакова и Чайковского.
Утесов c любовью называл Дунаевского - Дуня, а попурри из произведений Дунаевского называл - Дуниадой.
До 1934 года Дунаевский был композитором и главным дирижёром Ленинградского Мюзик-Холла, хотя первый спектакль с его музыкой - пародийное сатирическое обозрение «Одиссей» - был запрещён после нескольких представлений. С 1937 по 1941 год Дунаевский возглавлял Ленинградский союз композиторов. Был дружен с Михаилом Булгаковым.
В 1932 году в "Мюзик-холл" к Дунаевскому пришел представитель кинофабрики "Советская Беларусь" и попросил композитора принять участие в создании звукового фильма "Первый взвод". Так началась работа Исаака Осиповича в кино. Первыми его работами стали ленты "Первый взвод", "Дважды рожденный" и "Огни".
Работа в ленинградском "Мюзик-холле" и сотрудничество с Утесовым, Массом и Эрдманом стало основой для создания первой советской музыкальной комедии - фильма "Веселые ребята". Режиссером фильма стал Григорий Александров. В августе 1932 года создатель будущих советских музыкальных кинокомедий Александров возвратился в Москву после работы в Европе, Америке и Мексике. Его не оставляла мысль о создании комедийного музыкального фильма. Дунаевского порекомендовал
Александрову Леонид Утесов. Их встреча состоялась на квартире Утесова, который никогда не упускал возможности послушать игру композитора.
Тема разговора была о музыкальной кинокомедии и о будущем фильме. Александров вспоминал: «Дунаевский подошел к роялю и в раздумье опустил руки на клавиши. И началось музыкальное волшебство. Музыка, разрастаясь, превращалась то в размышление о счастье, то в веселые куплеты и галоп, то обретала ритм жизнерадостного марша. Когда растаял последний звук этой романтической импровизации. Дунаевский повернулся к нам с Утесовым и доверительно спросил «Похоже немножко». Пораженный, я молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, я вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы, словно с улыбкой прошли у рояля герои фильма, сказав «До скорой встречи!» После этого Александров всегда предпочитал работать над своими фильмами именно с Дунаевским.
Руководитель «Союзкино» Борис Шумяцкий первоначально решительно отвергал кандидатуру Дунаевского, но без него Утесов отказался участвовать в фильме.
Рабочее название фильма "Веселые ребята" звучало как "Джаз-комедия".
Главную женскую роль в ней исполнила Любовь Орлова, которая написала на подаренной Исааку Дунаевскому фотографии: "И тот, кто с Дуней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!".
«Веселые ребята» стал первым музыкальным фильмом американского типа на советской почве. Он был снят в 1933-м, но пробил дорогу на экран почти через год, в 1934-м и то лишь после того, как на даче Максима Горького кино посмотрел лично Cталин и одобрил: «Как в отпуске побывал». Тем самым был дан старт шквальной славе Утесова и Дунаевского: «Легко на сердце от песни веселой» стала «гражданским» гимном СССР — на съезде производственников эту песню пели после «Интернационала».
Для фильма Дунаевский написал около двадцати различных музыкальных номеров: песню Анюты, песню Кости, галоп, скрипичный урок, нашествие стада на виллу, танго, вальс, сцену «музыкальной драки», частушки, мультипликационные заставки и многое другое.
Прежде чем выпустить на широкий экран, фильм в числе других работ известных советских киномасте-ров повезли в Венецию на Вторую международную кинематографическую выставку. Блистательным завершением Выставки было присуждение произведениям советской кинематографии первого приза — Золотого кубка, который был торжественно вручен делегации советских кинематографистов.
Особенно популярной в Венеции сразу же стала музыка из «Веселых ребят». «Марш веселых ребят», переведенный на итальянский язык, распевали повсюду. Маленькие оркестрики, неаполитанские ансамбли с увлечением играли в своем музыкальном изложении и «Марш веселых ребят», и написанную в ритме танго, близком неаполитанским мелодиям, песню Кости «Как много девушек хороших». После показа в Венеции «Веселых ребят» Дунаевского за рубежом называли «московским Штраусом».
В то же время Дунаевского ждали и другие дела, в том числе снимающаяся на киностудии «Ленфильм» картина «Три товарища». Еще в самом начале 1934 года к Дунаевскому обратился режиссер С.А.Тимошенко с просьбой написать музыку к этой картине.
В отличие от предыдущих, в фильме «Три товарища» музыка лишь сопровождала действие, и только «Песня о Каховке» на стихи Михаила Светлова обрела самостоятельную жизнь. Исаак Осипович вспоминал:
«Музыку к песне «Каховка» мне удалось записать буквально за несколько минут. Помню, как я подошел к роялю. Тут же сидел автор стихов Светлов. Не отходя от рояля, я полностью сыграл песню от начала до конца».
При этом автор сценария Николай Эрдман находился в тюрьме. Его и Владимира Масса забрали в НКВД прямо во сремя съемок на виду у всей сьемочной группы во время съемок «Веселых ребят» в Абхазии. А в 1938 году был расстрелян и оператор тех же «Веселых ребят» Владимир Нильсен.
1935 году Дунаевский получил приглашение от «Мосфильма» принять участие в создании приключенческого фильма «Дети капитана Гранта».
Участники фильма «Дети капитана Гранта» не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского, который приходил к ним в павильон после напряженной работы здесь же, на «Мосфильме» с Александровым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней, заразительной, словно родившейся в сердце героя фильма.
Сейчас трудно представить себе, чтобы юный Роберт, поднимаясь на мачту шхуны «Дункан», не запел бы «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!»
«Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».
Спустя много лет Станислав Говорухин, решивший снять сериал по мотивам романа Жюля Верна, оставил музыкальное сопровождение Дунаевского неизменным.
Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму «Цирк», снятому в том же 1936 году. Однако главной в фильме стала «Песня о Родине», которая стала неофициальным гимном Советского Союза. Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР.
Музыка Дунаевского Cталину нравилась, но самого композитора вождь недолюбливал: раздражала его популярность и разочаровала маловыразительная «Песня о Cталине», которая не могла сравниться с вдохновенной «Песней о Родине» («Широка страна моя родная»).
Когда в 1937 году генсеку включили на патефоне только что написанную «Песню о Cталине», кто-то из числа ближнего круга ее похвалил: мол, композитор приложил весь свой талант, чтобы создать музыку, достойную великого вождя.
- Да, товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Cталине никто не пел, - заметил в ответ «отец народов».
Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и порой вела к разработке характеров будущих героев. Пожалуй, самым необычным примером активного воздействия музыки Дунаевского на литературное творчество является тот факт, что не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.
1938 год отмечен работой над музыкой к фильму «Волга-Волга». Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной. Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии. «Можно смело сказать, что без этой музыки не было бы фильма!» — утверждала газета «Кино».
В годы войны Дунаевский работал художественным руководителем Ансамбля песни и пляски железнодорожников и объездил весь Союз и не раз выезжал на фронт. Что касается музыки, в то время композитор создал более 70 музыкальных произведений на военную тему. Но самая известная - это песня «Моя Москва» («Дорогая моя столица…»).
Последней совместной работой Александрова, Дунаевского, Александрова и Любови Орловой стала кинокомедия "Весна" (1947) с солнечным "Весенним маршем" (Журчат ручьи) и…неподражаемой Фаиной Раневской.
В 1949 году Дунаевского ждал успех после выхода фильма Ивана Пырьева "Кубанские казаки", в которых прозвучали, сразу получившие статус народных, песни: "Каким ты был…", "Ой, цветет калина", "Будьте здоровы, живите богато" на стихи Михаила Исаковского.
************************
Несмотря на то, что Дунаевский был дважды лауреат сталинской премии и народным артистом РСФСР, он немало натерпелся во время антисемитской компании с "безродными космополитами" в конце 40-х - начале 50-х годов. Особенно плотно кольцо вокруг него сжалось в 1951 году. В ходе борьбы с космополитизмом партитуры его произведений не издавались под предлогом бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке». Из-за этого считалось, что Дунаевского преследует творческий кризис.
Композитор очень обижался тогда на шутки Никиты Богословского — «Иссяк Осипович», Сколько раз его пытались обвинить в плагиате! Даже поговорку такую пустили в ход: «С миру по нотке — Дунаевскому орден».
Из письма Дунаевского Р.П.Рыськиной от 3 января 1952 года: «Мне ужасно надоела моя жизнь, все мои дела, все мои занятия. Вся моя деятельность покрыта крышкой полнейшего молчания. Гроб! Рецензии о моих концертах бывают в местных газетах, и все… Вы не найдете в Москве ни одного экземпляра моих нот. Они раскуплены и… не переиздаются.»
Действительно из всех блистательных оркестровых сочинений Дунаевского, которые еще в предвоенные годы принесли композитору славу, при жизни автора была напечатана только одна увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта»! Даже популярнейший «Выходной марш» из кинофильма «Цирк», исполняемый почти всеми профессиональными и любительскими оркестрами, не был напечатан в авторской версии! Это действительно была дискриминация — грубая и неприкрытая. Произведения Дунаевского для симфонического оркестра размножали лишь одни переписчики нот.
В письме к Л.С.Райнль от 22 октября 1947 года композитор весьма лапидарно зафиксировал горестный для него факт: «Делателям погоды» в сфере муз. творчества понадобились кое-какие изменения в расстановке сил. Они хотят сделать лидером советской песни русского по крови Соловьева Седого, забывая, что у него жена — еврейка».
Старшая сестра Дунаевского Зинаида Осиповна вспоминала: "В период той антисемитской кутерьмы я позвонила Исааку из Полтавы и спросила его о самочувствии. "Зиночка, - ответил он мне, - я отвык молиться. Если ты не потеряла этой способности, то помолись нашему еврейскому Б-гу за русского Тихона - я ему обязан честью и жизнью". Здесь Дунаевский говорил о композиторе, председателе Союза композиторов СССР Тихоне Хренникове. Он пошел в ЦК партии и открыто заступился за "первого композитора, который приблизил советскую музыку к народу".
Был период, когда Дунаевского, как и Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна, заставляли «каяться», выносить самому себе приговор. Но если корифеев «серьезной» музыки призывали отречься от «формализма», то Дунаевского призывали отречься от любимого джаза. И был момент, когда Исаак Осипович поддался и написал статью для «Вечерней Москвы», где каялся в страшном грехе: дескать, виноват, слишком уж увлекся джазом, сочиняя музыку для кинофильма «Моя любовь» (о фильме «Веселые ребята», он как бы специально забыл, хотя начинать надо было с него).
Были забракованы многочисленные произведения Дунаевского и на еврейские темы. Посвятив свое основное творчество русской музыкальной культуре, он оставался верен еврейству. Все годы Дунаевский постоянно обращался к еврейской темe. В конце 20 х годов Исаак Осипович сотрудничал с Передвижным театром еврейской музыкальной драмы и сочинил для него оперетту «Гановим трест» («Трест воров»).
Известна его чудесная музыка к кинофильму «Искатели счастья». Известна и его яркая «Еврейская рапсодия», написанная специально для джаз-оркестра Леонида Утесова. Но мало кто знает, что им написана мелодекламация в сопровождении струнного квартета на библейский текст «Песнь песней», а также симфонические и хоровые номера к драме К.Гуцкова «Уриэль Акоста», а еще еврейский лейтмотив (тема Шапиро) в кинофильме «Первый взвод». А с какой любовью и виртуозностью он переаранжировал для Соломона Михоэлса свою колыбельную из кинофильма «Цирк», насытив ее отзвуками еврейских интонаций.
Старшая сестра Исаака Дунаевского Зинаида Осиповна рассказывала, что он свободно читал и разговаривал на идише, знал наизусть многие молитвы на иврите - в 1934 году он читал «Кадиш» по умершему отцу, обожал библейские истории и творчество Шолом Алейхема.
Когда возникло «дело врачей» и его пытались заставить подписать так называемое «коллективное письмо» советских евреев, якобы возмущенных действиями своих соплеменников, Исаак Осипович с негодованием заявил, что он скорее умрет, нежели подпишет эту постыдную бумажку… Это был человек исключительной честности и большого гражданского мужества!
Как много девушек хороших…
Исаак Осипович был очень пылким влюбчивым человеком. В Америке Дунаевский имел бы славу неутомимого плейбоя, а здесь он страдал, как сам выражался, от своих «похотей»: легкий флирт оборачивался многолетними любовными драмами, как настоящий еврейский папа, он метался между сыновьями от официального и гражданского браков, вел бесконечную переписку с корреспондентами-женщинами.
В 16 лет юный Дунаевский впервые влюбился в Евгению Леонтович, известную харьковскую актрису. При этом женщина даже не подозревала о чувствах Дунаевского. В 1922-м она уехала в Европу, далее засветилась в Голливуде.
Спустя три года сердце Дунаевского снова затрепетало, на этот раз от чувства к сорокалетней актрисе Вере Юреневой считавшейся одной из первых красавиц Харькова. Женщине льстило обожание юноши, но вскоре Дунаевский наскучил замужней Юреневой.
Это настолько расстроило Исаака Осиповича, что тот решил немедленно жениться. Избранницей Дунаевского стала Мария Швецова, студентка харьковского университета, в котором юноша учился. Этот брак, заключенный сгоряча, быстро распался.
Уже в Москве, в 1924-м, Исаак Осипович познакомился с очаровательной Зинаидой Судейкиной (1902-1979). Она родилась в деревеньке Андреевка Змиевского района Харьковской губернии, воспитывалась у сестры матери в Петрограде. В виду особой одаренности Зинаида училась в хореографическом училище за казенный счет, но революция разбила ее мечту об императорской сцене. Пришлось вернуться домой в Андреевку, потом в Харьков, где юная балерина поступила солисткой в оперетту.
Влюбленные поженились в 1925 году. Вскоре Зинаида подарила супругу первенца — сына Евгения. Евгений Дунаевский также выберет творческую профессию, однако, в отличие от отца, предпочтет станковую живопись.
Все это не мешало Исааку Дунаевскому влюбляться снова и снова. Так, он был сильно - и надолго - увлечен танцовщицей Натальей Гаяриной. Кроме того, предметом его страсти была популярнейшая актриса Лидия Смирнова. Их роман завязался в начале 1941 года после съемок фильма "Моя любовь", в котором актриса сыграла свою первую главную роль.
Влюбленный композитор не скупился на проявления чувств: из Ленинграда он ежедневно слал замужней Смирновой письма и телеграммы - и столько же посланий требовал в ответ. Переписка так изматывала актрису, что порой она посылала на почту своего приятеля, чтоб тот сам что-нибудь придумал и отправил от ее имени.
При этом начинающей красавице актрисе Смирновой льстило внимание Шани (Дунаевский подписывал свои письма к ней прозвищем Штрауса из популярного фильма "Большой вальс", который вышел на экраны одновременно с "Моей любовью"), но когда маэстро сделал ей предложение, она отказала. Дунаевский оскорбился и при следующей встрече жестко сказал ей: "Я вас больше не люблю!" Роман был закончен.
Накануне смерти Дунаевского Смирнова встретила его в кафе в Риге. Когда оркестр неожиданно заиграл песенку из "Моей любви", Смирнова благодарно помахала музыкантам. "Вы думаете, они вас узнали? - вместо приветствия насмешливо промолвил Дунаевский, подсаживаясь к ее столику. И самодовольно добавил: - Это я им заказал".
В начале 1940-х у Дунаевского сложился серьезный роман с Зоей Пашковой, тоже танцовщицей. Спустя несколько лет, в 1945-м, женщина подарила Исааку Осиповичу второго сына, которого назвали Максимом.
Максим Дунаевский пошел по стопам отца, став известным композитором, автором многих хитов, в том числе из фильмов "Три мушкетера", "Карнавал", "Мэри Поппинс", мультфильма "Летучий корабль", песен "Городские цветы", "Все пройдет" и др.
В 1950 году у Дунаевского была встреча со студентами и преподавателями Горьковской консерватории. Обстановка казалось композитору была дружеской и непринужденной, поэтому, отвечая на вопрос, почему он отказался сочинить новый балет, Дунаевский легкомысленно ответил: «Я бы, конечно, мог сочинить балет, учитывая, что две мои жены — балерины. Но я не могу увлечься сюжетом, где героиня в каждой картине объясняется в любви комбайну». Эта и некоторые другие остроты, записанные на магнитофон, потом стали основанием для травли и очень серьезной проработки композитора на самых верхах, и для серьезных оргвыводов, от которых его смог спасти только председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников. Но при этом Дунаевскому его «горьковские фривольности» отозвались тяжелым сердечным приступом.
*********************
Маким Дунаевский: " Папа был фантастическим сердцеедом, несмотря на маленький рост – 1,60 м. Он был очень худой, но при этом хорошо сложен. Женщины за ним просто табунами ходили: он обладал невероятным, подкупающим всех обаянием. Мог очаровать любую. Например, как мою маму в 19 лет, будучи на 20 лет её старше, написав ей романтическую записочку за кулисы".
"Моя мама не была его любовницей в привычном понимании этого слова. Папа с ней везде открыто появлялся. Пятнадцать лет, с 1940-го до 1955-го, они жили как муж и жена. Я появился в 1945-м. И на протяжении всего этого времени я знал и чувствовал, что у меня есть папа. Но тем не менее, он не был разведен. Папа жил на две семьи. То есть жил он с нами, с моей красавицей мамой, но ту семью он не бросал и всем обеспечивал. Когда ему надо было много работать, он там даже оставался в своём кабинете, ночевал. Кстати говоря, мы общались, мой старший брат приезжал к нам домой, он
прекрасно знал мою маму, и мама к нему прекрасно относилась".
В последний раз Максим видел знаменитого родителя в 10-летнем возрасте. В свидетельстве о рождении Максима в графе "отец" долгие годы стоял прочерк, потому что в то время женатых мужчин не признавали отцами детей, рожденных вне брака. Благодаря помощи известных композиторов, которые довели дело до специального постановления Совета Министров СССР, мальчик был признан законным сыном Исаака Осиповича и во взрослом возрасте стал использовать фамилию отца вместо материнской – Пашков, под которой учился в школе.
Максим во многом повторил музыкальную карьеру отца. Он долгое время был дирижером, пять лет руководил оркестром театра имени Вахтангова, затем заведовал музыкальной частью в Московском Мюзик-холле и Театре-студии музыкальной драмы.
За творческую карьеру композитором было создано 20 мюзиклов.
В 2010 году Максим Дунаевский загорелся идеей создать мюзикл «Алые паруса». Первая редакция произведения использовалась при постановке театром Российского молодежного театра, а через год спектакль вышел на сцене екатеринбургского Театра музыкальной комедии и других театральных коллективов страны. Премьера в Пермском академическом Театрe принесла исполнителям премию «Золотая маска».
Макмим Дунаевский женат восемь раз.
**************************
В последние годы жизни Исаак Осипович Дунаевский часто болел. Болезни были разные. Так, с 1951 года у него внезапно стали сильно болеть ноги. 9 июня 1953 года случилась настоящая катастрофа – утром Дунаевский не смог встать с постели: правая нога не двигалась. Врачи поставили диагноз: эндартериит спазматического характера – разрушение внутренних стенок артерий. Дунаевского предупредили о самом худшем – о возможной гангрене. Композитору пришлось немедленно бросить курить, хотя до этого он «смолил» без малого 42 года.
Максим Дунаевский вспоминал: «После возвращения с гастролей из Риги, с триумфальными проводами, в купе поезда отец сказал нам с мамой: «Это мое последнее выступление, чувствую». 25 июля 1955 года его унес сердечный приступ. У него всегда была сердечная недостаточность, развился тромбоз. К тому же за неделю до смерти он перенес ангину, у него были сильные боли в ногах и левом плече.
И вот в тот момент, когда мы с матерью были на даче, отца нашли мертвым в квартире на улице теперь его имени (между Кутузовским проспектом и Резервным проездом)».
В то утро Исаак Дунаевский проснулся рано и сел писать письмо своей давней корреспондентке Л.Вытчиковой. Вот отрывок из этого письма: «Здоровье мое стало здорово пошаливать. Сердце перестало быть паинькой, болят ноги, болит левая рука. Настроение в связи с этим сильно падает, так как надо лечиться, а лечиться не люблю, ибо не верю всем медицинским наставлениям. Может быть, не столько не верю, сколько из-за эгоизма и любви к жизни не хочу подчиняться врачам. Заканчиваю новую оперетту «Белая акация», которая уже репетируется полным ходом.
Это моя единственная работа, и ничем, кроме нее, не занимаюсь.»
Последняя оперетта Дунаевского «Белая акация» (с песней об Одессе «Когда я пою о широком просторе», которая стала гимном и позывными города), была посмертно завершена композитором Кириллом Молчановым (1922-1982) автором любимой всеми «Огней так много золотых» и вальса «Сердце, молчи», отца известного телеведущего Владимира Молчанова.
Написав письмо (на часах было 11 утра), Дунаевский отправился из кабинета за валидолом в спальню. Но едва переступил порог, как рухнул на пол. На шум из кухни прибежала домработница Нина. Машины, чтобы отвезти его в больницу, не было, поскольку водитель повез жену композитора в магазин за покупками. Нина вызвала «Скорую» по телефону. Но когда та приехала, Дунаевский уже скончался.
По другой версии упавшего в кабинете композитора обнаружил его шофер, больше в квартире никого не было.
Смерть Дунаевского мгновенно стала предметом обсуждения в обществе. Версий случившегося оказалось множество, некоторые подозревали, что его убили, некоторые говорили о самоубийстве. Но ни одно из этих предположений не было официально подтверждено.
В свидетельстве о смерти, выданном Киевским райбюро загса города Москвы, говорилось: «Причина смерти: коронаросклероз. Гипертрофия сердца». Исааку Осиповичу Дунаевскому было всего 55 лет.
Некрологов не было ни в «Правде», ни в «Известиях». Они появились только в «Литературной газете» и «Советском искусстве». Под этими некрологами автору «Песни о Родине» и «Марша энтузиастов» не подписался никто из партийного руководства и из верхушки правительства.
В зале Консерватории на панихиде 80 летняя мать композитора, склонившись над гробом своего 55 летнего сына, беспрерывно повторяла: «Зачем вы сняли с меня мою корону?» Она хорошо знала, кто были эти «вы»
Похоронен Исаак Осипович был на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы своего друга Михаила Булгакова.
Жена Исаака Дунаевского Зинаида Судейкина после смерти мужа тяжело заболела и находилась без движения до смерти в 1979 году.
"Гражданская" жена Зоя Пашкова, мать сына Максима, погибла в автомобильной катастрофе 30 января 1991 года - в день рождения Исаака Дунаевского. А его самая страстная любовь Лидия Смирнова, пережив Дунаевского на 52 года, скончалась 25 июля в день его смерти.
В память о таланте Исаака Дунаевского именем композитора в столице названа улица, на которой располагалась его квартира. Есть такие улицы и переулки и в Новосибирске, Алма-Ате, Липецке, Ростове-на-Дону. Также памяти Дунаевского посвящены две мемориальные доски. Одна расположена в Харькове, на стене дома, в котором жила семья Дунаевских. Вторая мемориальная доска Исааку Дунаевскому - в Санкт-Петербурге, на нынешней Гороховой улице.
В Харьковe поставлен прекрасный бронзовый памятник Исааку Дунаевскому, аккомпанирующему Клавдии Шульженко, родившейся в этом городе.
*********************
*) Евгений Дунаевский (1932-2000), замечательный художник, старший сын Исаака Дунаевского. По необъяснимому стечению обстоятельств Евгения не стало 2 февраля в дни столетнего юбилея его отца. Последними его словами были: "Папа, я скоро к тебе приду". А в день смерти отца, тогда еще студент художественного института имени Сурикова, Евгений Дунаевский в далекой северной экспедиции провалился под лед, и странным, необъяснимым образом был вытолкнут кем-то или чем-то из пучины вод на поверхность. Ровно в это время за много тысяч километров от него в Москве остановилось сердце его отца. Евгений, как он рассказывал, именно в этот момент увидел на небе яркое сияние.
Только внешне его жизнь была легкой и приятной, обусловленной его положением — талантливый сын великого композитора. Однако на самом деле именно Евгению Исааковичу пришлось вынести всю тяжесть нелепейших слухов, обрушившихся на него буквально с ранней юности. Возможно, именно это повлияло на то, что широкая публика так и не узнала, сколь талантливым и самобытным художником был Евгений Исаакович, замечательный "станковист" с редким образным дарованием. Об этом знали только его ближайшие друзья.
Именно благодаря ужасным слухам, преследовавшим художника, при жизни Евгения не было устроено ни одной его крупной персональной выставки. Последняя его работа - символическая картина "Современники", на которой изображены три гения, на взгляд художника, определивших облик и судьбу Серебряного века: Блок, Ахматова и Мейерхольд. Огромное монументальное полотно — уникальный труд Евгения Дунаевского, над которым он трудился более 10 лет. Именно эта программная работа стала его художественным подвигом и крестом. В этот же период, художник пишет самостоятельные работы - портреты Ахматовой (1994), Мейерхольда (1994-95), Блока (1999), «Балаганчик» (1998-99) и ряд работ на библейские сюжеты.
По складу своего характера Евгений Исаакович сам принадлежал к героям Серебряного века - внешне мягкий, изумительно обаятельный, он был человеком очень твердого характера и неиссякаемого оптимизма. Уже зная, что обречен, и тяжело страдая, он ни разу не пожаловался на сильнейшие боли. Врачи говорили, что первый раз сталкиваются с такой сильной личностью и такой тягой к жизни. Буквально последние силы он отдал тому, чтобы юбилей его отца прошел достойно. И чтобы неизвестная музыка композитора Дунаевского зазвучала вновь. Евгений оказался хранителем и наследником того, что было связано с жизнью и творчеством композитора Дунаевского.