ТИШ'А БЕ-АВ
Закончился день траура по разрушенному Храму. Оплакивание этого разрушения не поддается логике: неужели так трудно построить новое здание - уж не настолько, что каждый год в течение суток (не считая других постов по этому случаю) мы постимся. Даже зубы не почистить, лишь бы не попала капля воды в горло. Три молитвы плюс чтение "Плача Ирмиягу" (Еремии) - и мы плачем вместе с пророком.
Но мудрецы говорят, что Храм был разрушен в результате беспричинной ненависти. Т.е.разрушение физического происходит от разрушения в нашей душе, в которой на первом месте оказалась любовь к себе вместо любви к ближнему. Поэтому мы оплакиваем не Храм материальный, а наш собственный внутренний мир, в котором еще слишком много эгоизма, от которого и происходят все войны и разрушения. И нет пока мира - а он начинает появляться только при серьезной работе над собой ради построения нашего совершенства (Шалом - от "шлемут"- совершенство).
Да будет этот день очередным в нашей жизни, приводящим в конце концов к совершенству нашему и мира и построению Третьего Храма.
Стадия оплакивания разрушенного материального Храма и всех остальных разрушений, погромов, изгнаний нашего народа не менее важна, чем понимание цели, ибо все мы живые люди, и мы болеем болью убитых и замученных из нашего народа. Из этой боли произрастает сопричастность, т.е. из беспричинной ненависти появляется беспричинная любовь.
Любовь должна идти изнутри, а не просто. Внешняя любовь обманчива иногда не только для "любящего", но и для предмета любви. Но из простой любви может вырасти большая. Главное - начать.
Обманчива не потому, что он "просто любит", а потому, что зачастую он любит самого себя и видит в ближнем то, что ему хочется получить от него.
Есть очень много жалостливых и справедливых людей среди всех народов, которые любят других не меньше, чем себя, но их жалость не влияет на положение дел на местности: продолжаются войны, убийства, грабежи и пр. - они бессильны против всего этого, т.к., побеждая одно зло, сталкиваются с рождением другого зла - и получается: у попа была собака...
Служение в Храме присуще евреям, ибо только они приняли на себя тяжесть всех 613 заповедей, которые только и влияют на вышеприведенные нерадости.
Духовная работа еврея, на самом деле - очень нелегкая работа. Тяжесть ее заключается не в том, что очень много (613 заповедей) нужно исполнять, не в том, что нужно знать очень много правил их исполнения: что, когда и как нужно делать в материальной жизни человека, - а в том ее нелегкость, что нужно уметь понять суть и цель этого исполнения, т.е. изменять собственное сознание в соответствии с этими заповедями. Мало того, что тут не обойдешься без веры, ибо многие заповеди не подвластны нашему разуму, мало того, что все нужно учить долго и упорно, а дело в том, что исправить собственное сознание и дойти до уровня “уподобления Творцу” - вот основная нагрузка, основная трудность, требующая и много времени: всю свою жизнь.
Оно и понятно: ведь Иудаизм - не столько религия, сколько образ жизни.
Источник