Челночные визиты американского госсекретаря в наш регион, маниакальные попытки Америки и Европы «усадить за стол переговоров» людоеда и его «еду» уже даже и не смешны, как старый анекдот, рассказанный в -надцатый раз.
Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?",
потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
Екклесиаст, глава 7
То, что мы видим вокруг Израиля, говорит нам о высокой вероятности новой войны. Времена становятся все хуже, все опаснее. Но были ли лучше прежние времена, чем нынешние? Например, 1948, 1967 или 1973?
Да, они были непростыми, Израилю пришлось тяжело воевать, но мир - по крайней мере, при взгляде из сегодняшнего дня - выглядел более понятным, более предсказуемым. В арабских странах правили авторитарные лидеры, причем многие из них стремились сделать свои страны более развитыми, улучшить жизнь, уменьшить бедность и сопутствующую ей детскую смертность, увеличить эффективность сельского хозяйства, поднять промышленность… Фундаменталисты если и высовывали голову, то ненадолго. Кажется, что совсем недавно Бейрут, Дамаск, Каир и Багдад были жемчужинами Востока, там процветала как культура, так и коммерция.… Совсем недавно.… Но не сегодня.
Сегодня налицо в арабском мире вокруг Израиля откат назад в прошлое, куда-то в VII век, рост религиозной нетерпимости, расовой сегрегации, ненависти к «чужим»…
Опасность войны окружает Израиль практически со всех сторон, одни бряцают оружием, другие стремятся организовать войну «по доверенности», оплачивая различных боевиков, типа Хамаса и Хизбаллы. Иордания пока держится в этом процессе особняком, но, насколько прочен трон Абдаллы II?
Самое время спросить: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?»
От «Конца истории» к «Конфликту цивилизаций»
В 1992 году американский философ и политолог Фрэнсис Фукуяма опубликовал книгу
«Конец истории и последний человек». Из завершения противостояния СССР-США он сделал вывод, что история, как череда войн, побед и поражений завершилась, и привлекательная либеральная демократия западного образца начинает триумфальное шествие по миру.
С ним не согласился Самюэль Хантингтон. В 1996 году, в книге
«Столкновение цивилизаций», он показал, что «Конец истории» несколько откладывается. А пока противостояние просто меняет свое географическое расположение и сущность, превращаясь в «Конфликт цивилизаций».
Во времена «холодной войны» мир держался на силовом паритете между США и СССР. Война грозила взаимным истреблением, и потому противостояние сместилось в «третий мир», который перетягивали на свою сторону кто как мог, а развивающиеся страны маневрировали, решая, от кого выгоднее взять льготные кредиты, оружие с оплатой в неопределенном будущем, очередную стройку века или политическую поддержку. Египет, например, переложил вину за свой военный провал на СССР и переориентировался на США, но, в общем, паритет сохранялся.
Но с развитием хантингтоновского «конфликта цивилизаций» с паритетом возникли проблемы.
Израиль, безусловно, на передовой, на линии огня конфликта цивилизаций, он важный, но не единственный, да и не основной игрок. Более крупной и не менее желанной мишенью конфликта выступают США – олицетворение западной цивилизации.
Военная и интеллектуальная мощь Америки ни у кого не вызывает сомнений, именно там ищут помощи «для достижения своих целей или для защиты своих интересов» обе стороны этого конфликта. И США помогают и тем, и другим, но как-то странно - эта помощь сопровождается ростом антизападных, антиамериканских настроений.
Очевидное падение авторитета США, центральной фигуры цивилизации Запада в целом, оказывает стимулирующее влияние на рост исламского фундаментализма. Это естественно, страны хотят прислониться к «центру силы», но сила, военная мощь – это не количество авианосцев или танков «Меркава 4», а способность и готовность применить эту силу. Ранее Израиль эту готовность не раз демонстрировал. Иначе в восточном серпентарии нельзя.
А что демонстрируют США, Англия &Co? Англия десятилетиями
пытается справиться с бандитом, веселя исламистов и постепенно превращаясь в британский эмират, ЕС никак не может признать террористов террористами – 4 июня в Брюсселе на саммите ЕС министры иностранных дел «не пришли к единому мнению»… США все повторяют странную мантру – только демократизация панацея от всех бед, а «если факты противоречат теории, тем хуже для фактов!»
Мубарак в свое время говорил американцам насчет демократизации: «Если бы я сделал то, о чем вы говорите, Египет оказался бы в руках исламских фундаменталистов. Вы хотите этого?»
Как в воду глядел!
Демократизация – «Арабская весна» - приводит к власти именно исламистов.
* * *
Не заметить нарастание внутренних проблем Запада уже невозможно. Экономическая мощь перемещается в Восточную Азию, внутренняя сила Запада девальвируется, а исламский мир, разочаровавшийся в западных ценностях, ищет ответ в фундаментализме.
Можно ли, рассмотрев под этим углом ситуацию вокруг Израиля, попытаться понять причины происходящего?
Средство от болезней демократии
В 20-х годах прошлого века американский философ Джон Дьюи писал: «Демократия — наиболее оптимальная форма человеческого общежития». Правда и он признавал наличие у демократии специфических, свойственных ей болезней. Как решение этой проблемы, он указывал: «Средство от болезней демократии заключается в еще большей демократии».
Что же это такое «больше демократии»? Максимум демократии – это прямое волеизъявление народа – референдум. Давайте попробуем с одного раза угадать результаты референдума по таким вопросам, как уменьшение налогов и увеличение социальных пособий. Или увеличение возраста выхода на пенсию в связи с ростом продолжительности жизни в стране. Прямая демократия хочет одновременно и меньше платить налогов и больше получать пособий, да и раньше выйти на пенсию и, ни в коем случае, не увеличивать рабочую неделю. То, что эти решения не совмещаются – прямую демократию мало волнуют. Есть Конгресс, Кнессет, вот пусть там и думают.
Результаты «борьбы трудящихся за свои права» - более короткая рабочая неделя, более продолжительный отпуск, более ранний выход на пенсию, и еще куча социальных гарантий. Это вроде хорошо. Но законы экономики потому и законы, что они, так же, как и закон всемирного тяготения, не обращают внимания на демократию.
И вот производства начинают убегать из стран Запада, туда, где себестоимость ниже, а Запад получает безработицу, необходимость выплаты пособий и прочие прелести.
- Но ведь можно покупать у стран «третьего мира» продукцию «убежавших» предприятий, а взамен продавать им продукцию хай-тека?
- Хорошая идея, если бы не такая «мелочь», как мощный прогресс «третьего мира» и в этом направлении. К примеру, Сингапур и Южная Корея являются лидерами в производстве многих высокотехнологичных устройств.
- Тогда, может, поставлять «третьему миру» высокотехнологичное оружие?
- Такая возможность есть, но очень ненадежная. Да и на F-35 активный платежный баланс не обеспечить.
Пока еще спасает интеллектуальный труд: израильские и американские университеты и хай-тек с оборонкой дают больше, или, по крайней мере, не меньше, патентов, чем весь остальной мир. Но это - пока.
Чтобы изменить ситуацию, надо думать о завтрашнем дне, но политик демократической страны вынужден сражаться за голоса избирателей. Любые его действия рассматриваются лишь в плане следующих выборов, погони за общественным мнением.
Понятно, что выступить против мнения избирателей ради долгосрочных целей – политическое самоубийство, в век коммерциализации политики это не окупается. Но вот что интересно – стремление угодить избирателям, как оказалось, приводит к ухудшению отношения к политикам.
Тихо, без большого шума скончались политические партии, в том понимании, которое мы в это слово привыкли вкладывать. Появились партии Лапида, Жириновского, Либермана… Люди стали голосовать за картинку в телевизоре, а не за партию, как таковую. Так на политическом небосклоне Израиля возник Лапид, «партия» которого получила второе место на выборах в Кнессет.
Что это за партия? Кто эти люди? Как они себя проявили? Оказалось, что вопрошать «Деньги где?» вполне достаточно, чтобы победить в демократических выборах.
Штрих к портрету:
Министр финансов Яир Лапид пришел на
закрытое заседание кабинета министров с 17-летним сыном. На запрос журналистов телеканала, из канцелярии Яира Лапида поступил ответ: «Сын имеет право посетить место работы своего отца». Вот так, ни больше, ни меньше. Обозреватель газеты "Маарив" Амнон Лорд считает, что это свидетельствует об инфантилизме Лапида да и его партии "Еш Атид". «Это признак развала», - полагает он.
Показательно, что самыми авторитетными органами в США является самые недемократичные - Верховный суд США и Федеральная резервная система.
Демократизация
Возьмем, к примеру, Сингапур. Это парламентская республика. За основу избирательной системы взяты правила и процедуры, действующие в Великобритании, скорректированные с учетом местных условий. Взят курс на создание «сингапурской нации» на базе китайского, малайского и тамильского этносов. На руководящие посты выдвигаются наиболее одарённые граждане всех национальных групп и социальных слоёв. Но, при этом, начиная с 1950-х гг., в силе остаётся закон о внутренней безопасности, позволяющий задерживать граждан на неопределённый срок без санкций судебных органов. Деятельность оппозиции контролируется властями.
Есть что демократизировать? Безусловно есть, но только не нужно этого делать. Представление о тождественности демократии и хорошего правительства глубоко ошибочно.
Самым простым путем получить поддержку электората является обращение к его наиболее низменным устремлениям - расовым, религиозным, этническим. Пример – демократические выборы в Египте, в Газе. Исламисты с удовольствием и сравнительно легко придут к власти с помощью демократии, но затем установят свой «особый» режим. Сравнительно чистые демократические выборы окажутся реализованными, но только один раз, на этом демократия закончится, останется лишь красивый (возможно) демократический занавес, маскирующий истинную суть режима.
США чрезвычайно озабочены демократизацией монархических или автократических режимов, не понимая, что демократия должна развиваться внутри самого общества, а не быть привнесенной извне более «просвещенными», а главное – более сильными соседями. Стремление видеть в криминальных и джихадистских группировках – борцов за демократию против авторитаризма провоцирует резкий рост радикальных движений – они видят, что террор работает!!! – и ведет к обострению «конфликта цивилизаций», особенно вокруг Израиля.
В странах нефтяной экономики политические свободы - не самое главное для большинства населения. Это важный фактор, но не единственный – правители, получая нефтедоллары, не заинтересованы в промышленном развитии своих стран, повышении эффективности хозяйства. Зачем? И так все есть, чего нет - купим… Без нефтедолларов они были бы вынуждены развивать свой средний класс, готовить национальную элиту, иначе не на что будет жить. А так, не заботясь о собственном развитии, на нефтедолларах, можно и посвятить себя борьбе с «Большим и Малым Сатаной».
Арабский путь
До нефтяного изобилия Персидского Залива центром арабского мира был Египет. Молодой энергичный подполковник Насер, захвативший власть в 1954 году, не знал, как вывести страну на новый, современный уровень. Основной его идеей был панарабизм да развитие египетских вооруженных сил, чтобы власть была прочнее.
Есть два основных пути развития: капиталистический и социалистический (и их разновидности). Капиталистический – долог и запутан. Нужно создавать средний класс, поднимать предпринимательскую активность, создавать квалифицированные кадры для развивающегося хозяйства, независимый суд, да и многое другое, но самое главное – нужно более свободное гражданское общество. Именно оно является необходимой средой для предпринимательской активности. Это все долго, путано, непонятно и, кроме того, опасно для авторитарной власти.
Социалистический путь предполагает создание командно-директивной экономики. Ему всякие свободы противопоказаны. Сказано сажать кукурузу – значит сажать, а то самого посадят.
Насер пошел по более понятному пути и в 1961 году создал политическую партию – Арабский социалистический союз, с задачей «построения социализма» за 10 лет. Его политическая программа - «Хартия национальных действий» — ну чисто курсовая Университета марксизма-ленинизма.
С 1968 года Насер принял «Программу 30 марта»: приоритет партии над любым государственным органом Египта, и стал, на волне популизма, объектом обожания египтян.
Но не он один.
На арабском политическом небосклоне появились новые социалисты - Партия арабского социалистического возрождения, кратко «Баас» (возрождение), пришедшая к власти в Ираке и в Сирии в 1963 году. Баасисты установили дружеские связи с КПСС - очень нужно было методическое, экономическое и военное сотрудничество.
А затем подтянулась и Ливия, объявленная в 1977 году Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией, начавшая строить социализм с исламским лицом и напоминавшая что-то до боли знакомое. К примеру - ключевую роль в государстве играло «Революционное Руководство», а выборы во «Всеобщий народный конгресс» были подконтрольны ревкомам.
Народное обожание всемогущих диктаторов не новость. Сталин, Бенито Муссолини и Адольф Гитлер были обожаемы в своих странах не менее восточных диктаторов.
Но социализм с исламским лицом не способен поднять экономику, прогресса не было. Виноват оказался (кто бы сомневался!) Израиль. А поскольку в муллах, способных зажигать народ, недостатка никогда не было, то достаточно быстро сформировался климат религиозного экстремизма, фанатизма и насилия.
Провал социалистического «Арабского пути» стал очевиден. Социалистические идеи в арабском мире, впрочем, как и не в арабском, привели к развалу экономики и обнищанию населения. Да тут еще и тяжелейшие военные поражения от Израиля… Вот арабским социалистам и пришлось переквалифицироваться в диктаторы.
Недееспособность своего правительства, экономические, политические и военные неудачи вызвали разочарование в светском режиме.
На Западе разочарование в политике правительства вызывает критику оппозиции, смену политического лидера и правящей партии. В арабском мире, где единственной возможностью обсуждать политику стала мечеть, - условия диктатуры не дают возможности разочаровываться в собственных лидерах - невозможность выплеснуть свое недовольство в политической борьбе стимулировало рост исламского фундаментализма.
Экспансия радикального ислама
Прогресс пришел и на арабскую улицу, но не в виде современного взгляда на мир, а лишь в виде интернета - твиттера, социальных сетей, различных чатов. Властителем умов стала катарская «Аль-Джазира», очень профессионально рассказывающая об унижении арабской нации и трагической судьбе палестинцев. Эти новации сделали радикальный ислам – глобальным фактором.
На карте красным выделены страны, подвергавшиеся атакам исламистских террористов, начиная с 11 сентября 2001 г. включительно. Действительно, очередная - которая там по счету? - мировая война идет, но как-то сильно отличается она от «Войны цивилизаций» Хантингтона. Наибольшее количество жертв террора именно среди мусульман традиционно исламских стран, а в Европе исламистов вполне успешно дополняют различные левые европейские радикалы и сепаратисты.
Разделение террористов на «исламистов», «сепаратистов» и так далее - достаточно условно. Причины, вызвавшие арабский терроризм, близки к тем, что движут сепаратистами, леваками и прочими «кто был ничем…». Они друг другу «социально близкие», не раз тренировались в общих лагерях, действовали в совместных терактах.
Особое явление - европейцы, переходящие в ислам.
Какие ответы на свои вопросы может получить человек в западном мире? Этот мир плюралистичен: «Так правильно? – Правильно! – А наоборот? Тоже правильно, плюрализм, понимаешь ли». Люди тянутся к определенности, к конкретности, к ясным, простым «истинам», однозначным ответам. Такой ответ им и дает ислам: «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит».
Ислам атакует по всему фронту, идет развитие исламских режимов - государств, живущих на основе норм шариата, как минимум, в границах былого распространения ислама, как максимум – везде. Ну, а применение насилия против немусульман, искоренение неверия, т.е. резкое, агрессивное отношение ко всем немусульманам – это просто само собой разумеется.
Сирия купается в крови, бои шли уже и в ливанском Баальбеке.
В Иране пришел к власти гораздо худший руководитель. Ахмадинежад был предпочтительнее. Там была бешеная собака, которая выглядела, как бешеная собака, лаяла, как бешеная собака, то есть для всех была очевидной бешеной собакой. А сейчас к власти пришел такой же человек, но внешне - у него добрая улыбка и умный вид. И Запад в Иранском вопросе сдулся: «давайте дадим ему время...».
ЕС и остальные миротворцы, вяло переругиваясь между собой, очень старательно продолжают шантажировать Израиль:
«Если вы не создадите срочно еще один неподконтрольный никому террористический анклав, если не совершите практически самоубийство, то….
Но ООН вам гарантирует безопасность».
Как ООН гарантирует безопасность, к сожалению, очень хорошо известно. Лучше уж полагаться на ЦАХАЛ.
«Что делать?»
Решение палестино-израильского конфликта, предлагаемое миротворцами всех мастей, ведет только к новой войне. Реальный способ только один – сделать конфликт невыгодным для населения и администрации.
Это можно сделать двумя путями – экономическим и силовым.
Экономический путь – это путь преобразование паразитической структуры, живущей за счет незаработанных денег от различных спонсоров, в структуру, развивающую собственную экономику, живущую за счет собственного производства. Именно это и предлагает палестинцам Запад, но что-то не срабатывает. Тем, из чьих окон виден Потомак, Сена или Темза, понять тех, кто живет рядом с Иорданом, сложно. Они слушают «восточные словеса», забывая, что на Востоке слова имеют иной смысл. Здесь говорят: «Со слов не платят налог»…
А еще говорят: «Сделал - не сделал... Зато как сказал!»
Силовой путь был бы возможен, если бы не откровенная слабость Запада и страх перед войной. Где-то я читал, кажется у Латыниной, что-то вроде: "Аборигены съели посла, пришла канонерка, навела порядок". Да, было время, когда за съеденного посла приходила рано или поздно канонерка, приходилось отвечать за свои "подвиги", например, за взрыв самолета над Локерби Каддафи загнули рога так, что он вынужден был сдавать своих исполнителей.
А сейчас падение авторитета очевидно. Как это падение авторитета влияет на всех и всяческих экстремистов? Правильно, стимулирует. Запад посылает исламистам сигнал о собственной слабости, стимулируя их дальнейшую агрессию. После Вьетнамской войны было совершенно очевидно нежелание США лезть в чужие конфликты, за исключением Первой иракской, которая была, как говорят, профинансирована Саудами. США не ответили ни на один теракт против конкретных американских интересов - ни в Ливане, ни в Ливии, ни в Судане, ни в Кении.
Исламисты отчетливо поняли именно в эти годы, что Запад до ужаса фрагментирован, что единой политики против исламистов нет и никогда не будет, что можно очень выгодно сыграть на противоречиях и грызне Запада внутри себя самого, на том, что в ООН никогда не будет антиисламистского большинства.
Запад слишком коммерческая структура, аморфная, без единой идеологии и желания ее защищать. В идеологической борьбе исламисты, благодаря своему единому антизападному строю мысли (при всех доктринных разногласиях) всегда будут победителями как в глазах своих, так и в глазах западных обществ. Они слишком хорошо понимают, что любое западное правительство можно купить - нефтью, контрактами, пустыми обещаниями.
Ну, не смешно ли говорить об антиисламистском фронте, если Германия и Франция стояли и стоят за модернизацией атомного проекта Ирана, а США, во всяком случае, до недавнего времени, были практически марионеткой Саудов. А иди попробуй купи Иран или хотя бы Турцию?
США не могли спасти Мубарака, но явное и недвусмысленное наплевательское отношение к достаточно верному союзнику заставляет пересматривать свои приоритеты даже ориентированные на Запад страны ислама.
Поэтому сегодня Западу нужно прекратить переговоры о переговорах и демонстрацию «равноудаленности». Прекратить навязывать демократию тем странам, где ситуация пока не созрела для демократии, где общество стремится к внутригосударственному патернализму, сделать в этих странах основной задачей – подъем рыночной экономики с учетом местных особенностей. Не путать форму государственного устройства с эффективностью управления – демократия не универсальное лекарство. Прекратить взращивать государства-паразиты, для которых война – основа экономики, источник новых финансовых поступлений.
Нужно называть круглое – круглым, квадратное – квадратным, а террористическую структуру – террористической, со всеми вытекающими из этого для нее последствиями. Нужно стремиться не к получению ничего не значащих бумажек о мире, а к созданию условий, когда мир выгоден, не к мирным договорам, а к миру. Версальский мирный договор был невыгоден обеим сторонам. У. Черчилль в первом томе "Второй Мировой Войны", привел слова маршала Фердинанда Фоша об этом договоре: "Это не мир, это перемирие на 20 лет!.."
Фош ошибся на 2 месяца.
А возможен ли вообще мир с арабами?
Полноценного мира в «наших Палестинах» в ближайшем будущем я не вижу. Но вижу возможность спокойствия, затишья на достаточно продолжительный период, то, что по-арабски называется «худна».
Ещё в 1924 году(!) Владимир Евгеньевич Жаботинский
писал, что мы должны противопоставить арабам «железную стену», то есть такую силу и уверенность в своей правоте, которую они прошибить не могут.
Покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды, именно потому, что они не сброд, а народ, хотя бы и отсталый, но живой. Живой народ идет на уступки в таких огромных, фатальных вопросах только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки. Только тогда крайние группы, лозунг которых «ни за что», теряют свое обаяние, и влияние переходит к группам умеренным. Только тогда придут эти умеренные к нам с предложением взаимных уступок; только тогда станут они с нами честно торговаться по практическим вопросам.
Такая «худна» по законам ислама возможна на ограниченный срок (не более 10 лет), но если мы правильно используем это время, то оно может стать мостиком к подлинному миру.
Как именно - об этом в следующей статье.
Источник