Рассказы о великих

Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 27 дек 2010, 07:43

Будни и праздники Майи Плисецкой

Со стороны ее жизнь кажется безмятежной, полной обожания, славы, цветов и вечного праздника. Наверное, так и должно быть. Разве расскажешь со сцены о своих переживаниях или тяжелейших тренировках у станка? Но иногда фотографии могут поведать о человеке больше, чем самые подробные биографии или мемуары. Вот несколько фотографий из юбилейного альбома великой Майи Плисецкой, которой 20 ноября исполнилось 85 лет.

Изображение
Изображение
1926 год. С отцом Михаилом Эммануиловичем Плисецким Майя прожила только 12 лет. В 1937 году хозяйственного руководителя и дипломата арестовали по обвинению в шпионаже, а через год расстреляли.


Изображение
1927 год. Майе два года. Девочка с трудом позирует на стуле деда, зубного врача Михаила Борисовича Мессерера. Ей все время хочется бегать, прыгать и танцевать. На самом деле она рыжая и веснушчатая. И все улыбаются при виде этого бесенка.


Изображение
1931 год. Младший брат Александр, мама Рахиль Михайловна Мессерер, Майя. Мама будущей балерины была актрисой, сыграла женщин Востока в нескольких немых фильмах. Но потом посвятила себя семье и отправилась вместе с мужем на Шпицберген, где он был генеральным консулом и начальником угольных рудников. После ареста Михаила Плисецкого была задержана и Рахиль. Но она отказалась подписывать обвинения на своего мужа, поэтому в 1938 году вместе с годовалым сыном Азарием ее сослали на 8 лет в лагеря.


Изображение
1938 год. Мама Рахиль Мессерер, брат Азарий, дядя Аминадав Мессерер и Майя. После гибели отца и ареста мамы детство маленькой балерины кончилось. Чтобы детей «врагов народа» не забрали в детдом, Майю удочерила тетя Суламифь Мессерер, а брата Александра — дядя Асаф Мессерер. Суламифь и Асаф были звездами Большого и любимой балетной парой Сталина.


Изображение
1950 год. Майя и брат Александр играют в шахматы, а младший Азарий следит за игрой. Александр, как и сестра, свою жизнь посвятил балету. Больше 20 лет он был ведущим солистом Большого театра, а затем стал балетмейстером. Легендарная «Кармен-сюита» поставлена не без его участия.


Изображение
1953 год. Майя — солистка Большого театра, сцену которого она называет лучшей в мире. Дебют балерины на лучшей сцене состоялся 21 июня 1941 года, тогда в зале сидела ее мать, вернувшаяся из ссылки. Вскоре их семью эвакуировали в Свердловск (сейчас Екатеринбург), откуда через год Плисецкая сбежала обратно в театр, и в 1943 году была принята в его труппу. А в 1988 году главный балетмейстер Большого Юрий Григорович отправил Майю на пенсию.


Изображение
1962 год. Майю Плисецкую представили президенту США Джону Кеннеди. До этих американских гастролей балерина 10 лет была невыездной. Хотя официально ей выезды за границу и не запрещали, но каждый раз под разными предлогами не выпускали. Говорят, что к нашей приме был неравнодушен брат президента Роберт, с которым Майя родилась в один день и год. Они поздравляли друг друга с днем рождения и иногда встречались как добрые друзья. В день гибели Роберта Кеннеди, 6 июня 1968 года, Плисецкая должна была танцевать в нью-йоркской «Метрополитен-опера» «Спящую красавицу». Но в знак траура по другу она поменяла спектакль на «Умирающего лебедя». Такое пожелание русской балерины зал приветствовал стоя.


Изображение
1963 год. Фидель Кастро после спектакля в Большом театре. По правую руку от него стоит Майя Плисецкая. В какой-то степени благодаря команданте на свет появилась «Кармен-сюита», которую поставил кубинский хореограф Альберто Алонсо.


Изображение
1964 год. Хореографическая миниатюра Сен-Санса стала коронным номером Майи. Однажды Плисецкую спросили, сколько раз она танцевала «Умирающего лебедя»? Она ответила, что в «Лебедином озере» она выходила на сцену ровно 800 раз, а вот с «Умирающим лебедем» сбилась со счета, поскольку в любом уголке мира просили исполнить миниатюру, и счет идет на десятки тысяч.


Изображение
1970 год. На сцене Большого Плисецкая танцует «Кармен-сюиту». Это была ее мечта. Своей идеей создать балет о любимой героине она пыталась завлечь Дмитрия Шостаковича, но тот побоялся обидеть Бизе. И тогда за дело взялся муж Родион Щедрин. Премьера состоялась 20 апреля 1967 года. Министр культуры Екатерина Фурцева ушла, не дождавшись конца балета. А на следующий день со скандалом его запретила, посоветовав Плисецкой «повиниться» через прессу о своей ошибке с «Кармен-сюитой». Досталось за новаторство и Щедрину, который тогдашнюю травлю считает одним из самых болезненных ударов судьбы.
Сегодня «Кармен-сюита» исполняется каждый день в разных странах.


Изображение
1972 год. Супруги Майя Плисецкая и Родион Щедрин на спектакле. Они познакомились тоже в театре: одиннадцатого марта 1958 года на премьере «Спартака». По просьбе своей подруги Лили Брик Плисецкая забронировала два билетика на фамилию Щедрин. Их роман был головокружительным. Уже летом они вместе отдыхали на Ладожском озере, а потом отправились путешествовать на машине в сторону Сочи. Эту поездку позднее они назовут свадебным путешествием, потому что второго октября 1958 года они стали мужем и женой.


Изображение
2002 год. Майя Плисецкая и Анастасия Волочкова репетируют «Кармен-сюиту». В этот год Родион Щедрин отмечал семидесятилетие. По случаю юбилея в Большом театре состоялся гала-концерт, на который Плисецкая и пригласила из Краснодарского театра опальную Волочкову. Позднее Настя вспоминала, как во время репетиции Майя вышла на середину зала и босиком станцевала почти весь балет: «Это было гениально!»


Изображение
2008 год. Плисецкая и Щедрин вместе 50 лет. Но они до сих пор считают, что вместе прожили чересчур мало. В начале их совместной жизни им пришлось сделать нелегкий выбор: стать родителями или продолжить творческий путь. Они выбрали второе. Родион Щедрин посвятил своей любимой балерине четыре балета, на титульных листах которых написал: «Конек-горбунок» — Майе Плисецкой»; «Анна Каренина» — Майе Плисецкой, неизменно»; «Чайка» — Майе Плисецкой, всегда»; «Дама с собачкой» — Майе Плисецкой, вечно». По признанию примы, ее муж значительно продлил ей сценическую жизнь.


Изображение
Сегодня Майя Михайловна и Родион Константинович живут на три дома. Основное время они проводят в Мюнхене, где находится фирма, издающая произведения композитора. Когда в Москве проходят концерты, они останавливаются в своей квартире. А в небольшом литовском городке Тракае у них дача, где супруги отдыхают, гуляют и рыбачат. Плисецкая и Щедрин всегда вместе: они обожают смотреть футбол, иногда балуют себя немецким светлым пивом и следят за любимыми цветами балерины. А на вопросы о семейном счастье чуть ли не хором отвечают, что по отдельности их просто не было бы.
Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 29 дек 2010, 22:54

А вот о матери Майи Плисецкой - Рахили Мессерер:

Мама Ра. История семьи Мессерер

Жив образ женственной Рахили
Валерий Брюсов

Изображение
Семья Мессерер.
Слева направо сидят: Александр, Сима Моисеевна (мать), Михаил Борисович (отец), Рахиль и Елизавета.
Стоят: Эммануил, Азарий, Асаф, Маттаний и Суламифь.

Она снималась в кино под именем Ра Мессерер. В семье ее тоже часто называли Ра, так что я услышал это имя задолго до того, как узнал о древнеегипетском Боге Солнца. Для всех родственников она и в самом деле была солнцем в окошке, излучавшим доброту и мудрость.
Родилась Рахиль 4 марта 1902 года в Вильне, крупнейшем в то время центре еврейской культуры - евреи составляли 51 процент его населения. Семья переехала в Москву, когда ей было два года. Со слов матери она рассказывала, что среди ее предков по материнской линии были виленские цадики, то есть, мудрецы-праведники. Поскольку фамилия ее матери была Шабад, возможно, она имела в виду, в частности, Цемаха Шабада (1864-1935), врача и крупного общественного деятеля Вильны, который был прототипом знаменитого Доктора Айболита.

По-видимому, Рахиль проявляла большие способности в детстве, потому что ее, несмотря на процентные нормы для евреев, приняли в одну из престижных московских гимназий, которую основала княгиня Львова. Директором гимназии была княжна Львова, так что про гимназисток говорили, что они "учатся у княгини и княжны". Больше всего юная Рахиль любила уроки музыки — она пела в гимназическом хоре — и русского языка. Преподавал русский язык бывший народник, сидевший некоторое время в тюрьме за революционную деятельность. Он ставил ей только отлично по грамматике и дикции.

Увы, звуковое кино изобрели уже после того, как закончилась кинематографическая карьера Рахили. Многие актрисы тогда вынуждены были уйти из кино из-за плохой дикции, но Рахили это никак не грозило — она могла бы прекрасно озвучивать фильмы.

Учеба в гимназии была прервана во время революции. Наступили голодные, холодные годы, и Рахиль очень рано стала помогать матери заботиться о младших сестрах и братьях. Вот что писала в своих дневниках младшая сестра Рахили Елизавета, ставшая драматической актрисой:

"В нашей семье Ра пользовалась большим авторитетом как старшая сестра и главная помощница мамы. Помню, что, когда я была маленькой, она меня причёсывала, водила гулять, а в гостях, прежде чем попросить что-нибудь, я всегда смотрела на неё и ждала, кивнёт она головой или нет. После ранней смерти мамы она фактически стала матерью для младшего брата Александра, которому в то время было только 13 лет, а Рахили — 27". (Сейчас Александр остался, можно сказать, "последним из могикан" — ему 93 года, и у него уже взрослые правнуки).

Рахиль принимала важные решения, определявшие судьбу братьев и сестер. Например, в семье только она знала о страстном желании Асафа заниматься балетом. Отцу он боялся сказать о своих планах, зная, что, при всей его любви к театру, он не одобрит это решение. Рахиль же сказала Осе, так она звала Асафа, — если любишь сильно балет, значит иди в балет. Поступив в частную балетную школу лишь в 16 лет, Асаф добился таких феноменальных успехов, что через два года его приняли в выпускной класс Хореографического училища Большого театра. Именно тогда Рахиль решила, что у ее младшей сестры Суламифи есть все данные, чтобы пойти по стопам Асафа. Она повела Миту, как ее звали в семье, на вступительный экзамен в Хореографическое училище, сшив ей красивую балетную пачку. Так что оба прославленных артиста избрали балетную карьеру вo многом благодаря Рахили.

Рахиль знала о способностях Асафа и Суламифи по домашним представлениям, которые организовывал старший брат Азарий, будущий знаменитый актер и режиссер. В этих представлениях она сама принимала живейшее участие и рано решила посвятить себя искусству.

Девятнадцатилетняя Рахиль поступила в Институт кинематографии вскоре после его основания. На приемном экзамене председатель комиссии Лев Кулешов попросил ее исполнить этюд — поймать бабочку. Рахиль долго подкрадывалась к воображаемой бабочке и промазывала — неудачно "накидывала сачок". В конце концов от досады она разревелась так убедительно, что экзаменаторы сами чуть не прослезились.

Училась она у таких знаменитых режиссеров и педагогов, как Лев Кулешов, Яков Протазанов и Дзига Вертов. Среди её однокурсников были знаменитые в будущем кинематографисты Иван Пырьев и Борис Барнет, а двумя курсами позже училась Вера Марецкая, с которой ее связывала потом многолетняя дружба. ВГИКовцы собирались в доме Мессереров, устраивали вечеринки с танцами, шарадами, маскарадом. В ее студенческой компании душой общества был однокурсник Владимир Плисецкий — остроумный, обаятельный, атлетически сложенный. Она познакомилась с ним на занятиях по верховой езде. Прекрасный наездник, он помог ей овладеть этим важным для актера кино навыком.

На одну из вечеринок он привел своего старшего брата Михаила. Так получилось, что оба брата стали ухаживать за красавицей Рахилью — любовный треугольник. Рахиль отдала свое сердце Михаилу и вышла за него замуж. А Владимир ушел из кино, став гимнастом — акробатом и эстрадным артистом, выступал в антрепризе Клавдии Шульженко. Он пошел на фронт добровольцем, геройски проявил себя как разведчик, его неоднократно забрасывали за линию фронта на парашюте. Владимир погиб в декабре 1941 года во время одной из таких отчаянно смелых операций.

Карьера Рахили в кино начиналась весьма успешно. Протазанов считал, что её необыкновенная, можно сказать, библейская красота (огромные, печальные глаза, иссиня чёрные волосы и смуглый цвет лица) — восточного типа, поэтому он предложил ей сниматься на главных ролях в новой студии "Узбекфильм", открывшейся в Ташкенте. Там она снялась в фильмах "Вторая жена" (1927), "Прокажённая" (1928), "Долина Слёз" (1929) и других. Эти фильмы имели в свое время большой успех, и печальные глаза Рахили смотрели с афиш многих кинотеатров страны. Роли ее были трагическими. Сегодня эти фильмы могли быть весьма актуальными, так как их главная тема — освобождение женщин Востока от ига мусульманского Шариата. Например, в начале фильма "Вторая жена" Ра появлялась в чадре — покорная, забитая, а в конце фильма, испытав множество бедствий, её героиня решается на бунт против нелюбимого мужа и жестоких родственников.

Нет сомнения, что Рахиль была талантливой актрисой, ее страдания на экране брали за душу. Но судьба ей готовила не менее тяжкие испытания, чем у ее героинь.

Помимо Ташкента, она побывала на съемках в Алтайских горах, в Калмыкии и в Киеве, где играла в фильме "Дочь раввина". Стоит отметить, что в то время актеры обходились без дублеров, и Рахиль научилась прекрасно ездить верхом и на мотоцикле. Она вообще много чего умела делать: и ставить спектакли, и танцевать, а главное — принимать смелые решения. Забегая вперед, скажу, что именно смелость и находчивость помогли ей выжить в условиях, казалось бы, гибельных.

После рождения Майи Рахиль некоторое время еще продолжала сниматься в кино и в Ташкенте, и на Мосфильме. Иногда она брала дочку на съемки комедии "Сто Двадцать тысяч". Четырехлетняя Майя побывала и на просмотре фильма "Прокаженная". Она разрыдалась на весь зал, когда увидела, как басмачи бросили несчастную героиню под копыта лошадей. Мать долго успокаивала ее, говоря, что это только кино, что она с ней, но Майя упорно повторяла: "Они же тебя убили!"

Рахиль вынуждена была уйти из кино, когда ожидала второго ребенка, а мужа назначили управляющим рудниками "Арктикуголь" и консулом СССР на норвежском заполярном острове Шпицберген, где он организовал добычу угля. Об этой эпопее были написаны многочисленные статьи и книга известного поэта-футуриста Вадима Шершеневича. Книга эта изобилует драматическими описаниями: корабли пробиваются к Щпицбергену, находящемуся на 78 градусе северной широты, сквозь льды и штормы (пароход "Малыгин" был затёрт льдинами, а буксир "Руслан" обледенел и затонул, немногим удалось тогда спастись). Шахтеры подвергались не меньшему риску, работая в условиях вечной мерзлоты и полярной ночи.

В 1932 году Рахиль прибыла на Шпицберген с грудным ребенком Аликом и семилетней Майей с последним кораблем — навигация прекращалась почти на полгода, — пережив в море чудовищный восьмибальный шторм. Сразу же обнаружилось, что "Арктикуголь", организация, направлявшая рабочих на Шпицберген, не обеспечила полярников даже одеялами. Не ждать же было полгода следующей навигации, и Рахиль вместе с женами шахтеров стала шить одеяла из материалов, имевшихся на складе.

Она работала телефонисткой, но, главное, помогала мужу скрасить жизнь работников советской колонии. Например, она организовывала самодеятельные концерты. Под ее руководством была поставлена опера "Русалка", где Майя сыграла роль Русалочки. Это было первое выступление великой балерины на сцене, и в семье часто вспоминали пушкинскую фразу, которую она произносила с непосредственностью ребенка: "А что такое деньги, я не знаю".

Спустя 75 лет младший сын Рахили Азарий, ставший выдающимся педагогом-хореографом, посетил Шпицберген. В музее города Баренцбурга он увидел фотографии отца и денежные купюры, выпускавшиеся для внутреннего пользования на Шпицбергене с факсимильной подписью М.Э.Плисецкого — сейчас это нумизматическая редкость. Азарий пополнил коллекцию музея шахтерской лампочкой, подаренной отцу рабочими рудника Баренцбурга.

Более или менее спокойная жизнь Рахили после возвращения из Заполярья продолжалась не более двух лет. Михаил Плисецкий был награжден орденами и автомобилем — "Эмкой". Академик Отто Шмидт, возглавлявший Главное Управление Северного Морского Пути, назначил его генеральным директором треста "Арктикуголь", и они получили квартиру в центре Москвы.

Но атмосфера в Москве уже была предгрозовой, и вскоре разразился Большой террор. Муж Рахили был арестован 30 апреля 1937 года, когда Рахиль была на седьмом месяце беременности. В своей автобиографической книге Майя Плисецкая описывает в деталях сцену ареста. Ей тогда было 11 лет, и ей сказали, что отца срочно вызвали на Шпицберген.

Майя рассказывала мне, как она живо помнит руки отца, тонкие длинные пальцы и шрам, оставшийся от удара саблей: он воевал в Гражданскую войну на стороне красных. Она задумалась, а потом добавила, что каждый день мысленно видит, как пытают отца, ломают его руки... Я не поверил: "Неужели каждый день?" "Да, и часто по ночам", — ответила она. Я помню, что тогда мне пришла в голову мысль: может быть поэтому она стала не только великой балериной, но и трагической актрисой.

Найти повод для ареста и ликвидации любого выдающегося деятеля государства для Сталина и его подручных не составляло труда. Не права Майя Плисецкая, утверждающая в своих мемуарах, что в истории гибели отца, якобы, сыграл важную роль приезд в Москву его старшего брата Лестера Плезента из Америки в 1934 году.

Спустя полвека, точнее в 1992-93 годах, младший брат Рахили Александр получил доступ к протоколам допросов Михаила Плисецкого. В деле №13060, состоявшем из 12 томов, имя американского брата нигде не фигурировало. Из пожелтевших страниц было предельно ясно, какой повод придумали следователи, чтобы расправиться с мужем Рахили. Верный своему принципу помогать друзьям в трудные минуты, он взял на работу на Шпицберген Р.В.Пикеля, когда тот уже был в опале за близость к Зиновьеву. В 1936 году Пикель выступил с "признаниями" на знаменитом публичном судилище Зиновьева, Каменева и других. В частности, он признавал свое "участие в покушении на жизнь Сталина". После расстрела Пикеля НКВД стал арестовывать всех, кто был связан с ним.

Михаил Плисецкий долго отвергал чудовищные обвинения, но в середине июля неожиданно подписал признание. А произошло следующее: 13 июля 1937 года родился Азарий. 22 июля Рахиль вернулась с ним из роддома. 23 июля раздался телефонный звонок и голос в трубке произнёс: "Вопросов не задавать, отвечайте, кто родился?!" Испуганная Рахиль сказала: "Сын".

Тот звонок был, по всей вероятности, сделан из кабинета, где допрашивали Михаила Плисецкого. Чекисты, видимо, что-то пообещали за эту информацию. Но вскоре стали арестовывать и жён "врагов народа". Рахиль с грудным ребёнком забрали в начале весны 1938 года.

В тот день Рахиль купила цветы и собиралась пойти вместе с детьми в Большой театр на "Спящую красавицу", чтобы посмотреть Суламифь и Асафа в главных ролях. Когда за ней пришли чекисты, она велела Майе ехать с Аликом в Большой без нее, передать Мите и Асафу цветы и сказать им, что ее срочно вызвали к мужу на Шпицберген.

Перед спектаклем Суламифи и Асафу сообщили, что к ним на 16-й служебный подъезд пришли дети. Суламифь пишет в своих мемуарах: "Как я танцевала, не помню. Помню только, брат нашептывал при поддержке: держись, держись, ничего такого, может, не случилось...".

В антракте Мита позвонила Рахили. Ее страшные опасения подтвердились: Рахиль с ребенком увезли в тюрьму. Суламифь взяла к себе жить Майю, а Асаф — Алика, который был на год старше его сына Бориса (ныне прославленного художника).

В то время Рахиль сидела в огромной круглой камере, в башне Бутырской тюрьмы, вместе с десятками других матерей с орущими грудными детьми. Сокамерницы старались как могли морально поддержать друг друга. Об этом, в частности, свидетельствует колыбельная, которую они пели в Бутырке и слова которой Рахиль вспомнила и записала через много лет:

Утром рано, на рассвете
Корпусной придет.
На поверку встанут дети,
Солнышко взойдет.
Проберётся лучик тонкий
По стене сырой,
К заключённому ребенку,
К крошке дорогой.
Но светлее все ж не станет
Мрачное жилье,
Кто вернёт тебе румянец,
Солнышко мое?
За решеткой, за замками
Дни, словно года.
Плачут дети, даже мамы
Плачут иногда.
Но выращивают смену, закалив сердца.
Ты, дитя, не верь в измену
Твоего отца.


Последние строчки звучат диссонансом к мрачной лирике всего стихотворения. Однако, они отражают жизненное кредо Рахили. Она была хрупкой маленькой женщиной, но по стойкости характера не уступала закалённым бойцам. Это вскоре поняли и ее опытные душегубы-следователи. Она не пошла ни на какие компромиссы, отрицала, что знала о якобы "преступной деятельности" мужа. В деле так и записано: "Отрицает, но не могла не знать".

После Бутырки её с Азариком отправили в Гулаг, точнее в "АЛЖИР" — так называли тогда "Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины". Ехали они в телятнике, вагоне для скота до отказа набитом политическими и уголовницами. От цыганки, переспавшей с начальником состава, она узнала, что везут их в Казахстан. Холодные ветры свистели в щелях. Мучила безумная жажда — кормили сушёной воблой, почти не давая воды. Но ещё больше её мучила мысль о том, как дать знать о себе родным. Научили опять же уголовницы.

На клочке бумажки, смоченной головкой спички Рахиль написала несколько строк: "Едем в сторону Караганды, в лагерь Акмолинской области. Ребенок со мной...", и московский адрес родственников: Москва, ул. Дзержинского, дом 23, кв. 3. Сложила бумажку треугольником и заклеила мякишем чёрного хлеба. Когда поезд остановился на одном из разъездов, Рахиль, встав на нары, через зарешёченное окошко увидела стоящих на путях двух стрелочниц. Она помахала им и бросила письмо. Одна из женщин тут же отвернулась, а другая, проводив глазами подхваченный ветром и перелетевший через состав листок, кивнула Рахили.

Та добрая душа не зря кивнула. Письмо дошло! Суламифь решила, что это Всевышний указывает ей, что надо спасать сестру. Надев на костюм только что полученный орден "Знак Почёта" (орденоносец в то время — большая редкость), она пробилась на прием к чекистским чинам, выпросила разрешение посетить сестру и взять у нее ребенка, а затем отправилась в тяжелейшее путешествие за тысячи и тысячи километров, в лагерь "Алжир".

Рахиль упала в обморок, когда ей сказали, что к ней приехала сестра, и она может с ней встретиться.

Продолжение - увы - в бумажном варианте журнала.
http://www.chayka.org/article.php?id=2612
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 13 июн 2011, 19:50

Политехнический институт, Владимир Маяковский выступает на диспуте о пролетарском интернационализме:
- Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином...
Вопрос из зала:
- А среди дураков?
Ответ:
- А среди дураков я впервые.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 28 июл 2014, 12:14

"В сон мне - желтые огни..."

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=fW-0lJsJkMI[/youtube]

Илья Авербух танцует песню Высоцкого.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 04 авг 2014, 22:44

79-летняя Софи Лорен поразила гостей Каннского фестиваля

Изображение

Этой женщине через месяц стукнет 80. Семь дет назад она потеряла мужа, Карло Понти, который был ее первой и единственной любовью. Она познакомилась с ним, когда ей было 15, а ему - 37. Но пожениться они смогли не скоро, и не только потому, что она была несовершеннолетней. Он был женат, а в католической Италии развод получить не просто. Сначала они тайно обвенчались в Мексике, и лишь через 15 лет смогли официально пожениться на родине.

На днях в рамках Каннского фестиваля Софи Лорен дала настоящий мастер-класс в одном из фестивальных залов на Лазурном берегу. Лорен пришла на встречу с поклонниками в ярко-красном брючном костюме. Несмотря на возраст, актриса сохранила стройную фигуру и не стесняется это демонстрировать. В течение двух часов она рассказывала о своей жизни, карьере и отвечала на вопросы. Приковав к себе внимание всех присутствующих, артистка подошла к фотографам и попросила камеру у одного из них. После этого Софи сама сделала несколько снимков, дружески поболтала с папарацци, чем вызвала восторг и грохот аплодисментов.

В течение последних шестидесяти лет Софи Лорен не раз становилась объектом всеобщего внимания на Каннском кинофестивале.
Вот и в этом году 79-летняя актриса и легенда кинематографа показала, как можно и нужно выглядеть женщине в почтенном возрасте.

Первый раз Софи Лорен посетила Каннский кинофестиваль в далеком 1954 году и сразу привлекла всеобщее внимание. Тогда фотографы буквально не давали прохода длинноногой итальянке.
За все эти годы она не только номинировалась как лучшая актриса, но и была в составе жюри столь престижного фестиваля. В этом году 79-летняя звезда представила на суд Канн короткометражный фильм своего сына Эдуардо Понти.

Мало сказать, что она — выдающаяся актриса мирового кино. Она является обладательницей всех высших кинематографических наград и призов фестивалей: Каннского, Венецианского, Московского, Берлинского.
Она является лауреатом пяти премий «Золотой глобус» и, конечно же, «Оскара».
Но прежде всего она - обворожительная женщина.

Изображение

Здесь - еще много фотографий Софи Лорен в разные годы.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 20 сен 2014, 18:22

Ровно 80 лет назад, 20 сентября 1934 года, родилась Софи Лорен - любимая актриса миллионов людей.
Софи Лорен - обладательница почетных премий всех основных кинофестивалей, лауреат пяти премий "Золотой глобус", первый лауреат премии "Оскар" за лучшую женскую роль в фильме на иностранном языке (1962) и др.
В 1964 году Софи Лорен приехала в Израиль, чтобы сниматься в фильме "Юдифь" по новелле Лоуренса Дарелла вместе с актерами Джеком Хокинсом и Питером Финчем.
О фильме: названная в честь библейской героини, Юдифь (Софи Лорен) - еврейка из Европы, которая пережила ужасы нацистских концентрационных лагерей. Накануне получения Израилем независимости она прибывает в страну, охотясь за своим мужем Густавом Шиллером, нацистом, который предал ее и обманом увез их малолетнего сына.

Изображение
Софи Лорен с легендарным продюсером Куртом Унгером в Израиле
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 05 июл 2015, 08:19

Майя Плисецкая - о себе

Изображение

Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон часто попусту? Могла обидеть человека просто так, бездумно, несправедливо. Потом раскаивалась… Что во мне совмещались полюса — я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я почитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей (за клуб ЦСКА)? Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? Что была до глупости легковерна и столь же — нетерпелива. Ждать не умела никогда… Была резка, порывиста… Что всю, всю свою жизнь обожала, боготворила Щедрина?..

Или рассказать тебе, читатель, про свои балетные, профессиональные привычки? Что перед каждым классом, каждым представлением я заливала в пятки балетных туфель теплую воду (чтобы крепче сидела ступня). Что закручивала советские гривенники в свое трико на бедра, туго притягивая концы тесьмы на талии: трико тогда ладнее сидело… Что более всего страшилась не забыть оглядеть себя перед выходом на сцену в зеркале — сочно ли намазан рот, хорошо ли подведены глаза, не то быть мне сегодня на людях бесцветной молью…

Как все это — белиберда, пустяки? Или пустяки дописывают мой облик?

Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так. Кровожадные революционеры, исступленно клявшиеся, что на смену плохим людям наконец-то придут одни хорошие, — брехали, врали. Плохих во все века было больше, много больше. Хорошие всегда исключение, подарок Неба. Столько умного, очевидного было произнесено в веках — с Христа, Будды, Конфуция, Аввакума… Разве услышали, вняли? Вот и льется кровь, губятся жизни, коверкаются судьбы, надежды.

Так будет и впредь, нет в том, увы, сомнений. Человеческая биология такова. Зависть, алчность, вероломство, ложь, предательство, жестокость, неблагодарность… Разве устоит против — отзывчивость, сердоболие, участливость, доброта, самопожертвование?.. Дудки. Неравный бой. Но в каждом поколении, в каждом уголке земли, в забытых Богом пространствах рождаются и несут свой крест Хорошие Люди. На них еще и покоится наша земля. По-русски сказано очень точно: не стоит село без праведника. Сводить свои тяготы и борения к одной лишь проклятой советской системе — легкомыслие. Было все это, было. Гадко, тошно было. Но как мешала мне и обыденная пошлая зависть, амбиции, надутые самомнения, клевета, нелепые слухи.

Труднее всего давалась мне независимость. Вот что уж роскошь. Суетные люди без конца стремились затиснуть меня в свои группировочки, группировки, загнать под ничтожные знамена, упечь в свои ряды. Чем и грешна была, но не этим. Произнесу: я была независима. Усердно старалась быть таковой. Никаких привилегий от власть имущих, ни пайков, государственных квартир, дач мы НИКОГДА не имели. Все заработали своим потом, своим трудом. Свои «кремлевские пайки» мы покупали на московских рынках…

Свое живи!.. Я и жила. Себе говорю — честно. Ни детей, ни старцев, ни меньших братьев наших — зверье — не обижала. Друзей не предавала. Долги возвращала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела. Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась.
Из книги: "Я, Мая Плисецкая"
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 13 сен 2015, 22:38

Айседора Дункан (1877-1927)

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Kq2GgIMM060[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=mhzjCSqwL_0[/youtube]

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=nUvaraDf_3Y[/youtube]
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 11 май 2019, 17:51

Израиль в творчестве Сальвадора Дали
(115 лет со дня рождения)

Изображение

Попытаемся приоткрыть малоизвестные страницы творчества испанского художника Сальвадора Дали, которые посвящены евреям и Израилю…

К творчеству всемирно известного художника Садвадора Дали относятся по-разному. Кого-то привлекает его экспрессивность и непредсказуемость. Кто-то — не приемлет его бросающийся в глаза эпатаж…

Но в данном материале мы ни в коей мере не ставим перед собой задачу — анализировать его наследие, тем более — давать, какую бы то ни было оценку его творчеству и вкладу в историю мирового изобразительного искусства.

У нас — иная цель: раскрыть нашим читателям факт, о котором в мире почти не говорят.

Речь о том, что в течение целых 30-ти лет (примерно с 1950 по 1980 гг.) Дали всерьез занимала еврейская тема. Результат этого периода, необычно долгого для непостоянного, часто меняющего свои пристрастия художника — довольно большое количество «еврейских» работ.

Среди них — цветная и черно-белая графика, скульптурные изображения, мелкая пластика и даже, своего рода — «иудаика» (которую, кстати сказать, скорее, следует отнести к жанру монументального искусства).

Исследователи и биографы Дали теряются в догадках в поисках ответа на вопрос, откуда и почему возник у него столь устойчивый на долгие годы интерес к евреям и Израилю.

Вряд ли у него были, пусть даже и весьма «отдаленные» еврейские корни. Во всяком случае, сам он, по свидетельствам современников, которые были с ним лично знакомы — никогда об этом не упоминал.

Быть может, он ощутил духовную близость с носителями Имени Всевышнего, восхищаясь мудростью и красотой еврейской традиции? В это, судя по тому, как он жил — тоже не очень-то верится.

О нем написано много статей и книг. И почти все их авторы и составители сходятся в одном: Дали никогда не был последовательным сторонником или поклонником каких-либо религий, модных в его время политических, общественных и прочих течений. Он презирал общепринятые поведенческие нормы (хотя бы потому, что они — общеприняты). И всю свою жизнь признавал в основном одну мировоззренческую теорию — «далиизм», в которую, кстати сказать, можно было уложить бесконечно многое.

Тайна Сальвадора Дали, связанная с еврейским периодом, возможно, приоткроется, если обратить внимание на даты, ознаменовавшие это его увлечение, и сопоставить их с событиями, которые происходили тогда.

1948 год — дата образования государства Израиль.

В том же, 1948-м, Сальвадор Дали после долгих скитаний по миру (он жил, в частности, во Франции и США) — навсегда возвращается туда, где он родился и рос, в родную Испанию.

Быть может, его личные, связанные с этим переживания каким-то неведомым образом переплелись в его необычном восприятии действительности — с историей евреев, которые много веков были лишены собственной страны и теперь возвращались на землю предков?

Так или иначе, работы Дали «еврейского» периода — разительно отличаются от всего того, что было создано им ранее и потом. В них остается лишь свойственная художнику неуемная экспрессия, которая здесь овеяна неким ореолом романтики. Но совершенно отсутствуют привычные для его творческого почерка уродливо гипертрофированные искажения реальных образов. В них нет ни эпатажа, ни ужасающих монстров и чудищ, характерных для его широко известных произведений.

Станковые работы Дали на еврейскую тему, выполненные в импрессионистской манере, пронизаны глубоким лиризмом, чувством серьезного, искреннего сопереживания изображенным им персонажам. Это мы видим, к примеру, в созданном художником в 1968 году цикле графических листов под общим названием «Алия» (то есть — возвращение евреев в Эрец Исраэль, на Землю Израиля).

Изображение

В цикле «Алия» — 25 листов (возможно, их было больше, точно мы этого не знаем). В их числе — корабль, подплывающий к берегам Эрец Исраэль(«На берегах Свободы»), батальная сцена времен войны за Независимость («Битва за Иерусалимские холмы»), народ, празднующий победу над врагом («Победная благодарственная песнь»), изображение мирной жизни Израиля («Земля возвращается к жизни»), софер, переписчик текста Торы над Свитком («Потому что это — жизнь и продление дней твоих»), евреи у Стены Плача, точнее — той ее части, которая сохранилась до наших дней («Стена Плача») и т.д.

ИзображениеИзображение Изображение Изображение Изображение Изображение

Позднее Дали пишет еще несколько циклов работ на еврейскую тему. Это — «Песнь Песней» (1971 г.), «Двенадцать колен народа Израиля» (1973 г.), «Наши пророки» (1975 г.)…

В 1973 году, в честь 25-летия со дня образования государства Израиль, им создана и серия из 12-ти серебряных медалей, в которой каждая олицетворяет одно из колен народа Израиля. На лицевой стороне выгравирован образ колена в представлении Дали, на обратной — печать, название колена, дата и подпись Дали.

Быть может, не все знают, что 5-метровая бронзовая «Менора Мира», установленная в 1998 году у входа в израильский аэропорт имени Бен-Гуриона — тоже работа Сальвадора Дали.

Изображение

«Тебе, народ Израиля, тебе, избранный народ, вам, сыновья Авраама, Ицхака и Яакова… — написал Сальвадор Дали в своем дневнике, — я посвятил эту Менору и «Стену Плача». Молитесь во славу Всевышнего… Хочу видеть в сиянии этих ясных и радостных огней уважение к вашему народу».

Изображение

И еще. В 2012 году к верхним воротам Старого города в Иерусалиме, которые ведут на площадь перед Западной Стеной — прикрепили одну из самых больших мезуз в мире (ее длина — 1,4 метра, диаметр — 25 см, вес — 40 кг), которая помещена в бронзовый футляр работы Сальвадора Дали…

Изображение

Источник
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской
Вернуться к началу

Re: Рассказы о великих

Сообщение Lilah 30 июн 2019, 21:17

Сан Саныч писал(а):не очень-то верится
Вот именно! Не очень-то верится!
Делай, что должен, и свершится, чему суждено (с) Марк Аврелий.
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14278
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Рассказы о великих

Сообщение Lilah 30 июн 2019, 21:19

Сан Саныч писал(а): 5-метровая бронзовая «Менора Мира», установленная в 1998 году у входа в израильский аэропорт имени Бен-Гуриона — тоже работа Сальвадора Дали.
То-то я всегда как-то с недоверием на нее смотрела.
Делай, что должен, и свершится, чему суждено (с) Марк Аврелий.
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14278
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Рассказы о великих

Сообщение Lilah 30 июн 2019, 21:22

Ну... кому-то эта тема греет душу... я рада.
Мое мнение: ищут вечно какое-то недостающее звено. А ларчик всегда открывается просто. :aga:
Делай, что должен, и свершится, чему суждено (с) Марк Аврелий.
Аватара пользователя
Lilah

 
Сообщений: 14278
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 01:12
Откуда: Израиль, Хайфа
Пол: Женский
День рождения: 0

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 01 июл 2019, 19:03

Lilah писал(а):То-то я всегда как-то с недоверием на нее смотрела.

А почему?
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Re: Рассказы о великих

Сообщение Сан Саныч 02 май 2020, 13:05

ТЕАТР ОДНОГО ГЕНИЯ

Изображение
Майя Плисецкая

Сегодня 5 лет со дня смерти этой великой балерины. Перед ее талантом меркнут любые эпитеты. Справедливы, пожалуй, только два: незабываемая и неповторимая. С уходом Майи Плисецкой действительно ушла целая эпоха отечественного балета, и то, что в этой "области" мы были "впереди планеты всей", во многом ее заслуга. Она создала собственный стиль – о, эта знаменитая "точка" в конце каждого жеста и позы! Присущая лишь ей отточенная, графичная пластика сочеталась с внутренним драматизмом. Внешний лирический рисунок партии – и сила характера в каждом персонаже. Сложнейшие па – не самоцель, а способ воплощения образа. В ее танце – опыт века: трагизм, гротеск, абсурд…

Плисецкая обладала острым чувством гармонии – и была соткана из противоречий так же, как и ее непростая судьба. Она хотела стать драматической актрисой, как ее дядя и тетя, привившие ей любовь к театру, но ее "отдали в балет". Она танцевала на приемах у Сталина и ненавидела тоталитаризм. Врожденная интеллигентность сочеталась в ней с острым языком и бесстрашием, а безупречное исполнение классики – с неуемным интересом к новым веяниям и экспериментам в профессии. Она считала сцену Большого театра лучшей в мире – и была изгнана из него…

В фильме (см. ниже) Плисецкая рассказывает о том, за что однажды чуть не убили ее маму, актрису немого кино, о своих "балетных" родственниках и собственных первых опытах у станка, о том, как в 13 лет осталась без родителей (отца расстреляли, мать посадили), о войне, погибших там родных и тяготах эвакуации. Как сбежала из Свердловска в Москву – одна, без пропуска, чтобы вернуться в балетную школу, и как попала в труппу Большого. О "рабстве и хамстве" коммуналок, об унизительных процедурах при выезде за рубеж, о слежке и репрессиях в СССР.

О том, почему ее не выпустили на первые гастроли Большого в Лондоне (труппа давала там "Лебединое озеро", а Плисецкая танцевала Одетту/Одиллию в Москве, успех был оглушительный, и люди из "органов" хватали зрителей за руки, мешая аплодировать "невыездной" балерине; "Большой балет" ездил за рубеж без своей примы шесть лет!) Как разрешили сделать "Кармен-сюиту", за что чуть не запретили и сильно "порезали". О муже, композиторе Родионе Щедрине, которого она боготворила и который продлил ее творческую жизнь не на один десяток лет, написав специально для жены пять балетов. Как им жилось за границей и почему именно в Мюнхене…

Смотрите фильм-мемуары "Майя Плисецкая" из цикла "Портреты эпохи"

В документальной ленте о Плисецкой говорят художник Борис Мессерер, писатель Генрих Боровик, профессор Сергей Капица и искусствовед Михаил Швыдкой, а лучше всего – бесценные отрывки записей ее спектаклей. "Сколько проживем, столько проживем, как уж бог даст. Но было много интересного, очень много. И ужасного, и интересного". Сколько времени она потратила, чтобы стать звездой? "Всю жизнь", – не задумываясь, отвечает Плисецкая.
Источник

Десять золотых цитат Майи Плисецкой

«Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба».

«Всю жизнь люблю новое, всю жизнь смотрю в будущее, мне всегда это интересно!»

«Мужчинам всегда нравились красивые фигуры. Я не думаю, что балерины покоряли их своим умом».

«От морщин никуда не деться. Но молодящийся старичок или старушка — это смешно. Знаете, есть старый сад и новый сад. Но ухожен он или нет – это уже совсем другое дело. То же самое с лицом человека: всегда видно — ухожено оно или запущено».

«Не люблю суеты. Ни на сцене, ни в жизни… Лишние слова тоже не нужны».

«Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда — воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер — это и есть судьба».

«Я люблю это выражение о руках своих партнеров: умные руки. С глупыми руками не потанцуешь. Обязательно завалят, передержат, поторопятся».

«Не уверена, что высшее проявление ума — это доброта. Добряки бывают и набитыми дураками».

«Я больше люблю пиво с сосисками, чем сладкое… А вообще, люди не придумали ничего вкуснее, чем обычный хлеб с маслом».

«Не жрать! Более действенного способа быть в форме еще не придумали».
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 17480
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской


Вернуться в Залы искусств


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron