Эта беседа состоялась в Нью-Йорке, в конце мая 2014 года. А в начале июня в Израиле мусульманскими террористами были похищены и зверски убиты три еврейских подростка. Их поиски и тревожное ожидание родителей длилось долгих 18 дней. Матери Эяля, Нафтали и Гилада обратились за помощью к международному сообществу. Тихий голос одной из матерей — Рахель Френкель, обращённый к членам Совета по правам человека ООН, оказался одиноким гласом вопиющего в пустыне. Затем были обнаружены истерзанные тела тех, о ком молился весь еврейский мир. Сотни тысяч израильтян сьехались в Модиин на похороны мальчишек, погибших за своё еврейство. И слова Александра Моисеевича Городницкого, сказанные им солнечным майским утром, нашли в этих трагических событиях ещё одно горькое подтверждение…
- Вы широко известны как поэт и исполнитель авторской песни. Но в первую очередь вы – учённый с мировым именем. Чему посвящена ваша научно-исследовательская деятельность?Всё, чем я занимался в своей научной деятельности, можно выразить кратко: поиск практических ответов на вопросы мироздания. Мне удалось кое-что сделать впервые в мире. Открыть биоэлектрические эффекты, создающиеся фитопланктоном в океане, впервые посчитать мощность твердой оболочки Земли под океанами, сделать расчеты мощности литосферы и природы подводных вулканов, разработать новую модель океанической литосферы. Последнее время меня интересует тонкая структура магнитных полей в окраинных морях.
- Какова, по вашему мнению, роль науки в современном обществе?Я уверен, что величие любой страны определяется не количеством ядерных ракет, а интеллектуальным потенциалом. Это хорошо понимал Петр I, создавший первую в России Академию Наук как независимое научное сообщество. Россия была одной из немногих стран в мире, где была очень сильна фундаментальная наука. Но последние 20 лет её систематически разрушают, а подчас пытаются вообще угробить сомнительными бюрократическими реформами. Делают это люди абсолютно невежественные, не понимающие значение российской науки, преследующие личные коммерческие цели. Допустить этого нельзя. Надо, чтобы в обществе система духовных ценностей была выше, чем материальных.
- Возможно ли, по вашему мнению, эффективно совмещать науку и другие виды деятельности, в частности — творчество?Наука – мой способ бытия, я полжизни провел в экспедициях, кроме последних лет – не потому что возраст прижал, а потому что у России попросту нет средств на это. Я, сказать по правде, не очень различаю науку и творчество. Не будь экспедиций – не было бы и моих песен; а не будь настроя на песню – я никогда бы не пошел в геологию. Моему сыну, микробиологу, значительно сложнее – он совмещает научную деятельность в области бактериологии с абсолютным погружением в традиционный еврейский уклад жизни. Учёба в коллеле требует от него значительной самоотдачи и серьёзных затрат времени. Но это — его выбор, и он в нём последователен.
- Александр Моисеевич, вы были активным защитником Белого Дома в 1991 году. Что вы испытали тогда? Было ли вам страшно?Безусловно, да. Иначе и быть не могло – на нас шли колонны танков. Но именно тогда я впервые в жизни, очень ненадолго, почувствовал себя свободным человеком. И это непривычное чувство свободы во мне осталось. После тех событий я стал другим человеком и в обратное состояние уже не вернусь, что бы ни происходило вокруг. Один лишь раз ощутив такое, человек себя снова в рабские рамки не загонит… Эту перемену в душах я считаю главным приобретением тогдашнего стояния на баррикадах.
- Сегодняшние события между Россией и Украиной вызывают у вас чувство страха?Конечно, нет. Ныняшняя ситуация вызывает совсем другие чувства. Горечь, стыд и разочарование. Но я ко всему стараюсь относиться спокойно. Помните, как писал Иосиф Бродский: «мир качнётся вправо, качнувшись влево». Это естественный путь развития. Неприятно лишь, что российская власть позволяет себе использовать имена честных людей в своих корыстных целях. Так было, например, с известным списком награждённых медалью «За освобождение Крыма». О том, что моё имя попало в этот список, узнал слишком поздно. Но на вручение не поехал, и в руки её не брал.
- Что для вас составляет понятие Честь и Достоинство?Для меня это непреложные нравственно-этические понятия, чётко изложенные в широко известном первоисточнике – Торе. В первую очередь это касается поведения человека в экстренных ситуациях. От этого зависит, останется ли человек Человеком в крайне тяжёлых условиях войны. Я писал об этом: “И осознать, вероятно, несложно, лет через сто или двести: — Все воссоздать из развалин возможно, кроме утраченной чести”.
- Одно из самых ярких ваших стихотворений «Родство по слову» вызвало очень противоречивую реакцию. Гневно и резко клеймили вас русские лже-«патриоты». Заявили о неприятии и оскорблении религиозных чувств и некоторые евреи. Не изменилась ли ваша личная позиция всвязи с предьявленными претензиями?Нет. Моя позиция неизменна и принципиальна. Я уверен, что слепое и фанатичное следование принципу превосходства «родства по крови» — это пагубный для всего человечества путь в пучину неофашизма. В вопросе национальной самоидентификации, как в каждом из важных нравственно-этических вопросов современности, необходим умеренный, вдумчивый подход. Именно поэтому я не отказываюсь ни от одного написанного мной слова:
Неторопливо истина простая
В реке времён нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову — создаёт народ.
Не оттого ли, смертных поражая
Непостижимой мудростью своей,
Бог Моисею передал скрижали,
Людей отъединяя от зверей.
А стае не нужны законы Бога:
Она живёт Завету вопреки.
Там ценятся в сознании убогом
Лишь цепкий нюх да острые клыки.
Своим происхождением – не скрою -
Горжусь и я, родителей любя.
Но если Слово разойдётся с Кровью,
Я СЛОВО выбираю для себя.
И не отыщешь выхода иного,
Какие возраженья ни готовь:
Родство по слову порождает СЛОВО,
Родство по крови — порождает кровь!
- Я согласна с вами, Александр Моисеевич. Тем более, что ваш сын Зэев Городницкий высказался об этом стихотворении очень мудро: Надо понимать, что за этим стоит. Эти строки можно интерпретировать по-разному. Наша Тора — это тоже Слово, объединяющее еврейский народ и народы, принявшие нравственые ценности Книги … А кровь может иметь второстепенное значение. «Мы не следуем именно за кровью». Человек может принять гиюр и стать иудеем. А став иудеем, он принимает Тору, дарованную нам Всевышним. Я думаю, что это стихотворение отца предполагает более широкий подход. И тогда оно будет меньше задевать религиозные чувства, в том числе и мои. Хотя эти слова задевают, но надо учитывать, что в самом стихотворении делается акцент на противопоставление». (Журнал «Лехаим», «Реки два берега», 2009 г.)
- Вы, конечно, знаете определение Свободы, данное академиком Сахаровым. Что для вас лично означает понятие Свобода?Помните шуточное определение соцреализма: «Восхваление начальства способом, доступным его пониманию»? Любой выход за эти рамки в Советском Союзе рассматривался как крамола. Любая попытка свободно дышать, свободно говорить в этом насквозь фальшивом государстве была заведомо обречена на запрет и на преследование.
Я не был диссидентом и никогда не боролся с советской властью. Это она почему-то активно боролась с авторской песней. В 1968 году я неожиданно для себя попал в число главных фигурантов знаменитого доноса, написанного окололитературными подонками на группу ленинградских литераторов, в числе которых были Сергей Довлатов, Иосиф Бродский, Татьяна Галушко, Валерий Попов, Яков Гордин, Яков Виньковецкий и я. С этого времени я надолго попал в черные списки. Стихи мои не печатали, в приеме в Союз писателей отказывали. И единственный путь к читателю был через песню.
Свобода для меня – это понятие многогранное. Но в первую очередь – это свобода заниматься любимым делом. Свобода дышать, свобода творить, свобода любить.
- Вы справедливо нетерпимы к предательству, хамству и невежеству. Какие душевные качества вызывают у вас симпатию?Искренность и верность – именно они способны удержать человека у края пропасти. Искренность – это неспособность к лицемерию. Верность – способность понять, принять и поддержать в любых жизненных обстоятельствах.
- Александр Моисеевич, что такое дружба в Вашем понимании? Кого вы считате своими друзьями?Булат Окуджавва, А.М.Городницкий и Юлий Ким К счастью, друзьями я никогда обижен не был. Среди тех, с кем меня связывало духовное родство — Булат Окуджава, Юлий Ким, Игорь Губерман, Юрий Визбор. Многих уже нет с нами, а многие из моих друзей живут в Израиле, Америке, Канаде, Австралии. Дружба – это невозможность предать и способность радоваться удачам другого человека.
- Вы часто рассказываете о своих отношениях с Булатом Окуджавой и Юлием Кимом. А что связывало вас с Юрием Визбором?Александр Городницкий и Юрий Визбор Наша с Юрой дружба была совершенно особенной. Нас обьединяло очень многое. Мы думали и чувствовали в унисон. Он был очень талантлив и прекрасно исполнял многие из моих песен. Он был настоящим, был искренним. Очень жаль, что ушёл из жизни так рано… Мне его не хватает.
Я написал об этом в песне «Памяти Юрия Визбора»: «… Вместе с Юрой Визбором кончилась эпоха - время нашей юности, песен и стихов.»
- Кем для вас стал Игорь Губерман?Самым близким другом из живущих ныне. С Игорем Мироновичем нас связывают десятилетия крепкой мужской дружбы. Именно поэтому ему многое позволено, в том числе острые эпиграммы в мой адрес. Он никогда не лицемерит, и способен сказать резкую правду прямо в глаза. Эти качества в нём я ценю более всего.
- Вас справедливо называют одним из основоположников авторской песни. В наше время это явление покинуло «московские кухни». Фестивали самодеятельной песни ежегодно проводятся по всему миру, появляются новые яркие имена. Кто из современных авторов вам близок?Я рад появлению новых авторов. С удовольствием участвую в фестивалях, вот и сейчас прилетел в Америку на слёт авторской песни «Синий троллейбус». Надеюсь услышать новые, интересные песни и стихи. И всё же считаю, что единственными из молодых авторов, сумевшими представить настоящую, достойную поэзию, стали только Михаил Щербаков и Вероника Долина. Можете считать мои слова «стариковским ворчанием». Впрочем, не исключаю, что кто-то из молодых поющих поэтов выпал из моего поля зрения. Видите ли, то, что мое поколение называло авторской песней, и то, что существует сейчас, – «две большие разницы». Ярким свидетельством тому стал серьёзный кризис Грушинского фестиваля — Всероссийского фестиваля авторской песни. Авторская песня в ее изначальном варианте перестала существовать. Пришла другая культура.
Первый бард на планете — пастух иудейский Давид,
Что плясал от восторга во время общения с Богом,
Отчего и сегодня еврей в лапсердаке убогом
При молитве качаться всё взад и вперёд норовит.
И тебе, говорят, с сыновьями не слишком везло.
Ты чужую жену полюбил, несмотря на запреты.
Научи различать, где добро обитает, где зло,
То, что тысячи лет различать не умеют поэты…
Научи меня счастью коротких любовных минут,
Тёмной ярости боя и светлому пенью кифары,
Научи меня стойкости, если друзья предадут,
Потому что, как ты, скоро немощным стану и старым.
Давний предок таинственный, царь моей древней страны,
О тебе, постарев, вспоминаю всё чаще сегодня.
Научи меня петь не жалея себя и струны,
А порвётся струна — так на это уж воля Господня.
Пусть тучнеют стада меж библейских зелёных полей,
Где звенят твои песни, земным не подвластные срокам,
И склонились посланцы у пыльной гробницы твоей
Трёх враждебных религий, тебя объявивших пророком.
- Александр Моисеевич, ваш сын, внучки и правнуки живут в Израиле. Вы часто посещаете эту страну, встречаетесь с родными, друзьями и ценителями вашего таланта. Каково ваше отношение к Израилю?Самое тёплое. Меня очень беспокоит ситуация в Израиле и вокруг него. Практически сегодня эта маленькая страна превращена мировым сообществом в одно цельное гетто. То есть не только еврейские посёлки в Иудее и Самарии, жители которых вынуждены охранять их от беспокойных соседей с оружием в руках, а вся страна. Израиль со всех сторон окружен вражескими арабскими государствами, в которых идут сложные неконтролируемые политические процессы. Самая сложная и требующая эффективного разрешения ситуация — это не отношения Израиля с так называемой Палестиной. Жесткого урегулирования требует вопрос внешней политики Ирана – страны, в которой все решения на практике принимает не правительство, а ультрарадикальные мусульманские аятоллы. Страны, которая уже обладает ядерным оружием или находится всего в одном шаге от создания атомной бомбы. Страны, руководство которой неоднократно заявляло о намерении стереть Израиль с лица Земли.
В этих условиях лицемерное поведение европейского и американского руководства, а в особенности руководства ООН, является недопустимым, губительным и предательским по отношению к Израилю.
- Спасибо за правдивый и чёткий ответ, Александр Моисеевич. Ваш сын говорит о вас так: «Мой отец — человек творческий, независимый, свободолюбивый. И еврейская тема у него в стихах была всегда. Сейчас я понимаю, что стихи и песни отца, всегда мною любимые, сообщили мне ту степень внутренней свободы, которая потом позволила пойти по пути Торы. Так что той дорогой, по которой я иду, я во многом обязан отцу». Вы с ним согласны?Нет. Я никак не влиял на его выбор. Ему было 25 лет, когда он стал изучать иврит, увлёкся еврейской традицией и принял решение совершить алию. Я просто беспокоился о нём и его молодой семье. Немного успокоился, когда по просьбе сына пришел в Ленинградскую синагогу, увидел его молящимся и услышал за спиной шепот: «Это отец нашего благочестивого Зэева». Я тогда впервые испытал гордость за выбор сына, ибо он обрёл себя как личность. Конечно, волнений и тревог за него мне хватало, но сейчас, когда я вижу большую и дружную еврейскую семью, которую сумели построить мои сын и невестка, это меня очень радует. Они вернулись к своим истокам, продолжая соблюдать многовековые традиции нашей семьи и нашего народа. А я при этом чувствую себя птенцом, выпавшим из гнезда…
- Что необходимо вам, чтобы почувствовать себя счастливым человеком?Здоровье и благополучие моих родных. Возможность быть за них спокойным. И право на осознание того, что то, чему я посвятил всю свою жизнь, окажется востребованным. Я, к сожалению, не всегда в этом уверен. Но недавно посетил родной Ленинград в день выпускных балов, и увидел юных нарядных выпускников школ, которые под утро стояли у стен Эрмитажа, дружно распевая моих «Атлантов». Похоже, всё было не зря — им дороги те же ценности, что и нам в их возрасте. И это вселяет в меня надежду.
И в наши годы, и в иные лета,
Какая бы ни длилась полоса,
Политика — не тема для поэта, —
Слышны ему иные голоса.
История спешит расставить точки.
Торопятся империи на слом.
Но гневные недолговечны строчки,
Пропитанные горечью и злом.
И не об этом пишутся поэмы,
Отображая жизни торжество.
Лишь две на свете существуют темы:
Любовь и Смерть, и больше ничего.
И вечны, как Медина или Мекка,
Сближая отдаленные края,
Все так же не смолкают век от века
Серебряные трели соловья.
Обрушатся великих храмов стены,
И города обуглятся в огне.
А эти две неубиенных темы
Вернутся, как зеленка по весне.
Десяток лет или столетье минет.
Утихнут страсти, и умолкнет бой.
Любовь и Смерть, две вечных героини,
Поэзию уводят за собой.
* * *
Не спорьте со стихиею слепой, -
Обманчива коварная природа.
Когда народ становится толпой,
В нем мало остается от народа.
И горестных времен круговорот
Рождает снова бешенство тупое,
И в ужасе безмолвствует народ
Увидев сотворенное толпою.
Там факельные дымные огни,
И злобой перекошенные лица.
Толпа орет: «Распни его, распни»!
Чтобы народу плакать и молиться.
Нащупав указующую нить,
Покончивший со злом бесповоротно,
Он будет храмы к небу возносить,
И создавать бессмертные полотна.
Чтобы потом, преобразившись вмиг,
Под небосводом, тлеющим багрово,
Опять сооружать костры из книг
Толпою став, готовой для погрома.
* * *
Вспомним блокадные скорбные были,
Небо в разрывах, рябое,
Чехов, что Прагу свою сохранили,
Сдав ее немцам без боя.
Голос сирены, поющей тревожно,
Камни, седые от пыли.
Так бы и мы поступили, возможно,
Если бы чехами были.
Горькoй истории грустные вехи,
Шум пискаревской дубравы.
Правы, возможно, разумные чехи, -
Мы, вероятно, неправы.
Правы бельгийцы, мне искренне жаль их, -
Брюгге без выстрела брошен.
Правы влюбленные в жизнь парижане,
Дом свой отдавшие бошам.
Мы лишь одни, простофили и дуры,
Питер не выдали немцам.
Не отдавали мы архитектуры
На произвол чужеземцам.
Не оставляли позора в наследство
Детям и внукам любимым,
Твердо усвоив со школьного детства:
Мертвые сраму не имут.
И осознать, вероятно, несложно,
Лет через сто или двести:
Все воссоздать из развалин возможно,
Кроме утраченной чести.
Вместо послесловия
Зэев Городницкий: «Мой отец – мой Учитель.»
В детстве мы редко задумываемся о том, что даёт нам общение с родителями. Просто радуемся их любви и заботе. Взрослея, начинаем понимать и ценить каждую минуту общения. Мне повезло – я был желанным, и потому любимым ребёнком. Сейчас я сам уже дедушка, у меня 9 внуков. Два месяца назад моя старшая дочь родила мальчишек-близнецов. Одного из них она назвала (по еврейской традиции – частично) в честь моего отца – Александром.
Александр Городницкий – известный учёный и поэт, но для нас он в первую очередь – любящий и заботливый отец, дедушка, а теперь и прадедушка. Он – патриарх нашей большой и дружной семьи. А для меня мой отец — это мой Учитель. Он не учил меня Торе , и в этом нет его вины, но за нашу совместную жизнь он научил меня очень многому. С юных лет благодаря отцу я знал, что еврей – это человек, который обязан быть очень ответственным и вести себя достойно в самых сложных ситуациях. Он научил меня быть настоящим мужчиной, защищать себя и родных, научил преданно дружить, нетривиально мыслить. Он стал для меня примером кристальной честности, настойчивости в достижении поставленной цели и показал достойный путь, по которому я стараюсь идти, не сворачивая.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=TAbAZYAhPzQ[/youtube]
ВСПОМИНАЯ фЕЙХТВАНГЕРА
По-весеннему солнышко греет
На вокзалах больших городов.
Из Германии едут евреи
В середине тридцатых годов.
Поезд звонко и весело мчится
По стране, безмятежной и чистой.
В воды доброго старого Рейна
Смотрят путники благоговейно.
Соплеменники, кто помудрее,
Удивляются шумно: «Куда вы?
Процветали извечно евреи
Под защитой разумной державы.
Ах, старинная кельнская площадь!
Ах, саксонские светлые рощи!
Без земли мы не можем немецкой,
Нам в иных государствах — не место!»
Жизнь людская — билет в лотерее,
Предсказанья — не стоят трудов.
Из Германии едут евреи
В середине тридцатых годов.
От Германии, родины милой,
Покидая родные могилы,
Уезжают евреи в печали.
Их друзья пожимают плечами.
Из комментариевК вопросу о свободе:
Человеческому обществу необходима интеллектуальная свобода — свобода получения и распространения информации, свобода непредвзятого и бесстрашного обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков. Такая тройная свобода мысли — единственная гарантия от заражения народа массовыми мифами, которые в руках коварных лицемеров-демагогов легко превращаются в кровавую диктатуру. Это — единственная гарантия осуществимости научно-демократического подхода к политике, экономике и культуре.
А.Д.САХАРОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОГРЕССЕ, МИРНОМ СОСУЩЕСТВОВАНИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СВОБОДЕ
Всем известный список награжденных медалью «За освобождение Крыма» с фамилией Александра Городницкого.
Я спросил АМ, что он думает об этой медали, ведь некоторыее из моих знакомых глумливо ухмылялись этому награждению.
Он сказал, что понятия не имел обо всей этой истории с награждением в целом и о самой медали в частности. Никто ему по этому поводу не писал и не звонил, а в список, судя по наградному листу, включили из-за песни 2008-го года «Севастополь останется русским», причем заспинно.
Я сказал, что видимо, кремлевский режим просто хотел «замазать» известных людей.
Конечно, ответил АМ, ведь эта песня была написана давно и совершенно по другому поводу, но ее притянули за уши к недавним событиям в Крыму. На приглашение прийти за наградой я не ответил и медаль в руки не брал.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=F1XmlQN-cA0[/youtube]
Пахнет дымом от павших знамен,
Мало проку от битвы жестокой.
Сдан последний вчера бастион,
И вступают враги в Севастополь.
И израненный молвит солдат,
Спотыкаясь на каменном спуске:
— Этот город вернется назад —
Севастополь останется русским!
Над кормою приспущенный флаг,
В небе мессеров хищные стаи.
Вдаль уходит последний моряк,
Корабельную бухту оставив,
И твердит он, смотря на закат,
И на берег покинутый, узкий:
— Этот город вернется назад —
Севастополь останется русским!
Что сулит наступающий год?
Снова небо туманное мглисто.
Я ступаю в последний вельбот,
Покидающий Графскую пристань,
И шепчу я, прищурив глаза,
Не скрывая непрошеной грусти:
— Этот город вернется назад —
Севастополь останется русским!
Эта песня-предвидение написана в августе 2007 года.
Он дал [url=http://sevastopol.su/conf_view.php?id=3050#?1#?1#WebrootPlugIn#?1#?1#PhreshPhish#?1#?1#agtpwd]интервью[/url] об истории написания этой песни.
Да, Севастополь останется русским..
Но пишущий об этом сегодня — должен написать и еще пару куплетов.. Про то, что любые распри между русскими и украинцами в Крыму, в Севастополе, да и где угодно еще — лживы, провоцируются правительствами коррупционных элит, и только к пользе этих самых элит служат.
..Вот так как-то могли бы выглядеть еще пара куплетов..
Графской пристани слышит каскад
И Войнович с Нахимовым вторят —
Не бажаймо, брати, баррикад,
побажаймо нам мирного моря!
Русским не для жулья и элит,
— всем крымчанам – не повод для грусти -(и татарам – не повод для грусти)
пусть над городом песня звенит –
Севастополь останется русским!
О своём отношении к этой песне и к истории её написания Городницкий рассказал слушателям «Эха Москвы» в передаче Нателлы Болтянской. Рекомендую зайти на сайт Эха и потратить 1,5 часа времени — Нателла в эфире с Александром Городницким и Юлием Кимом ярко и доступно обсудила массу насущных вопросов, включая отношение поэтов к российско-украинскому конфликту.
Предугадать — как отзовётся написанное тобой слово, как и кем оно будет использовано, никто не в силах. Поэтому АМ советует: «Просто пиши честно. Ты можешь ошибаться, но писать должен только то, что думаешь.»
В заключение могу лишь с радостью констатировать, что искренность и смелость поэта Городницкого не осталась одиноким примером честной гражданской позиции. Вчера известный российский театральный режиссер Марк Григорьевич Розовский дал интервью на Радио «Свобода».
Рекомендую — «
СТЫД ЧЕЛОВЕКА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ».
Могу лишь пожелать и Александру Моисеевичу, и Марку Григорьевичу крепкого здоровья и возможности открыто высказывать собственную точку зрения в российских средствах массовой информации. Что-то у них последнее время не очень хорошо обстоят дела с «независимостью от власти».
* * *
Мятущиеся и слабые,
Прежний меняя статус,
Евреи идут в православие,
Русскими стать пытаясь.
Начавшие путь тернистый,
Поспешно дают обеты
Художники и артисты,
Писатели и поэты.
Путник, во тьму идущий,
Участь твоя убога,
В душу свою берущий
Тяжесть чужого Бога.
Приговорённым к изгнанью,
Внушает им помраченье,
Что можно придти к познанью
Лишь через отреченье.
Они принимают крещенье,
На предков своих в обиде,
А Бог им дает прощенье,
Всё это сверху видя.
И в кущах прозрачных дремлет,
В своей убеждённый силе,
Послать не спеша на Землю
Истинного Мессию.
Александр Городницкий. «На утреннем берегу». Иерусалимский журнал, N 45
Источник