Какое сегодня число?

Разные уроки...
Все - учителя и все - студенты!

Какое сегодня число?

Сообщение Сан Саныч 19 авг 2014, 20:37

КАКОЕ СЕГОДНЯ ЧИСЛО?

Вопрос сложный. Дело в том, что в Израиле в ходу несколько календарей и ответ на этот вопрос зависит от того, по какому календарю вы живете. Давайте разберемся.

Первый календарь — еврейский. На первый взгляд он кажется неимоверно сложным, достаточно сказать, что количество дней в нем может колебаться от трехсот пятидесяти трех до трехсот восьмидесяти пяти.

В чем хитрость? В том, что еврейский календарь лунно-солнечный. То есть год в нем соответствует обороту Земли вокруг Солнца, а вот месяцы лунные, каждый начинается в новолуние. Это значит, что каждая календарная дата всегда приходится не только на один и тот же сезон года, но и на одну и ту же фазу луны. И вот тут первая несостыковка: понятно же, что двенадцать лунных месяцев никак не могут составить 365 дней. И понятно, что делать: добавлять лишние дни.

В еврейском календаре существует девятнадцатилетний цикл, в течение которого семь раз (в третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы) добавляется лишний месяц. Добавляется всегда в одно и то же место — после двенадцатого (и называется так же — адар). То есть перед Новым годом? — спросите вы. А вот и нет, потому что год у нас начинается не с первого месяца — нисана, а с седьмого — тишрея. Ну, так сложилось. Причем сложилось давно. В Библии сказано: "месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года" (Исх.12:2). Этот же месяц в тридцать четвертой главе называется весенним месяцем. И еще: "и праздник собирания плодов в конце года" (Исх 23:16)

Кроме того, в связи с некоторыми религиозными запретами, Йом Кипур (который всегда на десятый день после нового года) не может быть ни накануне, ни сразу после субботы, а последний день праздника Суккот (который всегда на двадцать первый день после нового года) никогда не может быть в субботу. Вот для того, чтобы эти осенние праздники всегда попадали на нужные дни недели, предыдущий год удлиняется или укорачивается на один день. Если день прибавляют, то к восьмому месяцу, а если убавляют, то из девятого.

Еще надо сказать, что сутки начинаются после захода солнца и, как уже понятно из библейских цитат, первый месяц — весной, а седьмой, новогодний, соответственно, осенью. Первый день недели — воскресенье, а праздничный — суббота.

В древности календарь был просто лунный — для кочевников времена года не имеют значения. Но после прихода в Ханаан, когда кочевники стали оседлыми крестьянами, календарь стал лунно-солнечным. Религиозные праздники, связанные с библейскими событиями, связаны и с сельскохозяйственным циклом. В праздник Песах, который отмечается в первом месяце, приносились в Храм первые колосья нового урожая (в это время уже созревает ячмень, а к Шавуот-Пятидесятнице — и пшеница). Осенью, в праздник Суккот, приносили в Храм начатки плодов.

До сих пор сохранилась традиция начало месяца праздновать два дня. Это пошло с тех пор, когда начало месяца определяли визуально и второй день добавляли, чтоб точно не ошибиться. Три праздника продолжаются по неделе каждый. Праздник Пурим, который празднуется в двенадцатом месяце, в те годы, когда добавляется тринадцатый, переносится на этот - тринадцатый месяц, то есть празднуется не в адаре А, а в адаре Б.

Все праздники и памятные даты в Израиле отмечаются только по этому календарю. Летоисчисление в первой книге Библии начиналось от потопа (Быт. 9:28 и 11:10), затем велось от исхода из Египта (Исх. 16:1), но книги Царств, Пророков и книга Хроник (Паралипоменон) чаще всего датируют события годами правления монархов Иудейского или Израильского царств. В эпоху эллинизма евреи стали вести счет годам по летоисчислению Селевкидов (от 7 декабря 312 г. до н. э.), но несколько раз на протяжении этой эпохи вводилось также другое летоисчисление: от начала правления Шимона Хасмонея (142 г. до н. э.), от первого года Иудейской войны I (66 г. н. э.) и восстания Бар-Кохбы («эра Свободы Израиля», 131 г. н. э.). В раввинистической литературе (а изредка и в современной) встречается счет лет от года разрушения Второго Храма.

В VIII в. евреи начали вводить упоминаемое в Талмуде летоисчисление от сотворения мира, которое употребляется и сейчас, если быть точнее, то от сотворения Адама. Разница с григорианским календарем 3760 лет

По этому же принципу построен календарь самаритян, но есть различия: тринадцатый месяц у них вставляется не семь раз за девятнадцать лет, а одиннадцать раз за тридцать два года (возможно, что эта разница появилась во время Вавилонского плена), поэтому даты праздников иногда совпадают с датами раввинистических евреев, а иногда бывают на месяц позже. Праздники у самаритян не зависят от дня недели, они не вставляют/убирают лишний день для того, чтобы подвинуть праздник, поэтому начало месяца тоже не всегда совпадает, бывает разница в день. Праздников, кстати, вообще у самаритян намного меньше. И летоисчисление у них начинается не от сотворения, а от входа народа Израиля в Ханаан. Разница с григорианским календарем 1636 лет.

У караимов праздников побольше, чем у самаритян, но меньше, чем у традиционных евреев. Они добавляют тринадцатый месяц семь раз за девятнадцать лет, но не вставляют лишний день, чтобы сдвинуть Йом Кипур, поэтому с ними тоже начало месяца не всегда совпадает. Отсчет дней до Пятидесятницы они начинают не от самого Песаха, а от первой за ним субботы, поэтому Пятидесятница у караимов всегда в воскресенье. Пурим всегда празднуется в двенадцатом месяце — в адаре А.

Мусульманский календарь чисто лунный, когда заканчиваются двенадцать лунных месяцев, начинается следующий год, а на движение Земли вокруг Солнца внимания никто не обращает, поэтому нет зимних и летних месяцев, они все время сдвигаются. Правда, существует понятие високосного года: в течение тридцатилетнего цикла одиннадцать раз (во второй, пятый, седьмой, десятый, тринадцатый, шестнадцатый, восемнадцатый, двадцать первый, двадцать четвертый, двадцать шестой и двадцать девятый годы) добавляется лишний день и такой год состоит из трехсот пятидесяти пяти дней. Из-за того, что год имеет другую протяженность, трудно пересчитывать даты мусульманского календаря в другие летоисчисления. Сложность еще и в том, что до сих пор начало нового месяца определяется визуально и, например, Рамадан в разных местах может начинаться и заканчиваться в разное время. Праздников всего два, но есть памятные даты. Летоисчисление начинается от бегства Мухаммеда из Мекки в Медину. Праздничный день — пятница. Разница с григорианским календарем минус 1392 года

Своеобразный календарь у друзов. Поскольку они некогда откололись от мусульман, то те праздники, которые у них общие, они празднуют по мусульманскому календарю, а те праздники, которые специфически друзские — по григорианскому.

У христиан свои сложности. Иерусалимская Православная церковь живет по юлианскому календарю. Юлианский календарь пришел на Ближний Восток вместе с Римской империей.

В древнем Риме год состоял из десяти месяцев и начинался в марте. Месяцы изначально были лунные, но постепенно связь с фазами луны потерялась. На рубеже VII и VI вв. до н.э. были добавлены еще два месяца, но сокращено количество дней в каждом месяце, поэтому, несмотря на то, что каждые три года добавляли тринадцатый месяц, расхождения с солнцем все равно оставались, и следующий год, как и в древности, не наступал автоматически после окончания предыдущего, а его начало объявляли жрецы, исходя из своих соображений. Соображения, видимо, были серьезные, так что к началу правления Юлия Цезаря римский год расходился с солнцем на девяносто суток. Светоний в "Жизни двенадцати цезарей" пишет так: "Затем он [Юлий] обратился к устройству государственных дел. Он исправил календарь: из-за нерадивости жрецов, произвольно вставлявших месяцы и дни, календарь был в таком беспорядке, что уже праздник жатвы приходился не на лето, а праздник сбора винограда - не на осень. Он установил, применительно к движению солнца, год из 365 дней, и вместо вставного месяца ввел один вставной день через каждые четыре года. Чтобы правильный счет времени велся впредь с очередных январских календ, он вставил между ноябрем и декабрем два лишних месяца, так что год, когда делались эти преобразования, оказался состоящим из пятнадцати месяцев, считая и обычный вставной, также пришедшийся на этот год."

Летоисчисление в ту пору было простое - по консулам, но уже при Августе начали считать от основания Рима (либо по императорам - в зависимости от контекста, ну, и кому как удобней). Позже остановились на счете с правления Диоклетиана и считали так до тех пор, пока римский аббат Дионисий Малый не составил по поручению папы Иоанна I пасхальные таблицы. Тогда он для удобства придумал другую точку отсчета - Рождество Христово. И за двести сорок седьмым годом эры Диоклетиана наступил пятьсот тридцать второй год ab inscriptione (от воплощения). Несколько позже в восточной части империи была введена еще одна эра - от сотворения мира, которое по византийскому расчету случилось 1 сентября 5508 г. до Рождества (и церковное новолетие празднуется 1 сентября). Соответственно, разница с еврейским календарем, который тоже считает дни от сотворения, составляет 1748 лет. Что же до александрийской пасхалии, принятой Дионисием, то она предлагает такой способ вычисления: пасха должна совершаться в первый воскресный день после первого полнолуния, следующего за весенним равноденствием (которое полагалось двадцать первого марта) и обязательно после еврейского Песаха. Таким образом, по юлианскому календарю Пасха может быть в промежутке от 22 марта до 25 апреля.

По этому же календарю живет и Армянская Апостольская церковь, но есть два отличия: во-первых, армяне Рождество празднуют по древней традиции - вместе с Богоявлением, а во-вторых, четыре раза в 532-летнем цикле по армянскому счету Пасха получается на неделю позже, чем по византийскому.

Юлианский календарь, конечно, намного точнее древнеримского, но тоже не идеален, и за тысячу лет день весеннего равноденствия несколько съехал относительно солнца, а именно он был ключевым для вычисления Пасхи. Тогда по указу папы Григория XIII астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио разработали новый календарь, и после четверга 4 октября 1582 г. в Западной Европе наступила пятница 15 октября. Календарь получил название Григорианского. В момент введения григорианского календаря разница между ним и юлианским календарём составляла десять дней. Однако эта разница постепенно увеличивается из-за разного количества високосных годов — в григорианском календаре завершающий год века, если он не делится на четыреста, не является високосным — и сегодня составляет тринадцать дней.

В Израиле по григорианскому календарю живет Католическая церковь, но кроме этого, по нему в стране ведутся все финансовые документы и на официальных бумагах принято ставить двойную дату: по еврейскому календарю и по григорианскому.

Коптская церковь живет по своему календарю. Он основан на древнем египетском, для которого главным событием был разлив Нила и точкой отсчета — гелиакальное восхождение Сириуса. Год по коптскому календарю состоит из трех сезонов по четыре тридцатидневных месяца в каждом и тринадцатого дополнительного месяца из пяти или шести (в високосный год) дней. Император Август синхронизировал этот календарь с юлианским, и високосные года у них совпадают. Однако год начинается в конце лета (29/30 августа по юлианскому календарю или 11/12 сентября по григорианскому), а счет годов идет по эре Диоклетиана (называется она, правда, эрой Мучеников). Разница с григорианским календарем минус 283 года.

Поскольку Эфиопская церковь не так давно отделилась от Коптской, то календарь у них во многом схож, разница только в том, что летоисчисление у них от Рождества Христова, которое они, однако, высчитывают по-другому, так, что разница с григорианским календарем составляет минус восемь лет. А сутки у них, у единственных, начинаются с восходом солнца. Надо еще добавить, что у эфиопов-евреев когда-то был свой отдельный календарь, но сейчас он не используется.

Самый своеобразный календарь у бахаев. Год состоит из девятнадцати месяцев по девятнадцати дней каждый и четырех или пяти (в зависимости от наступления равноденствия) дополнительных дней. Начинается год в весеннее равноденствие, причем точкой наблюдения установлен Тегеран — место рождения Бахаулы. Летоисчисление ведется от откровения Баба и составляет разницу с григорианским календарем в минус 1844 года.

Так что, спрашивая в Израиле какое сегодня число, уточняйте, какое летоисчисление вы имеете в виду.
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской

Еврейский календарь на 2017 год (5777-5778)

Сообщение Сан Саныч 01 янв 2017, 19:39

Еврейский календарь на 2017 год (5777-5778)

Изображение
Аватара пользователя
Сан Саныч
Собеседник
 
Сообщений: 21722
Зарегистрирован: 12 дек 2009, 14:29
Откуда: Хайфа, Израиль
Пол: Мужской


Вернуться в Учебные классы


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron